Магистрант радиофизического факультета ТГУ Богдан Кушнарев
разрабатывает полупроводниковый газовый сенсор для обнаружения следовых
концентраций паров авиационного керосина на аэродромах и авианосцах.
Прибор поможет предотвратить чрезвычайные ситуации во время работы или
транспортировки топлива, а также снизить риск экологических катастроф.
Предельно допустимая концентрация (ПДК) токсичных паров авиационного
керосина в воздухе рабочей зоны – 300 мг/куб.м. Даже небольшое
превышение концентрации этих реагентов вредно для здоровья, а в
насыщенном кислородом воздухе они образуют взрывоопасную смесь, которая
при проливах топлива может вызвать возгорание и экологические
катастрофы.
– Для предотвращения чрезвычайных ситуаций необходим непрерывный
мониторинг воздуха. Сейчас для этого используются дорогостоящие системы
контроля, включающие электрохимические или оптические датчики. У них
ограничен диапазон рабочих температур, давлений, влажности воздуха,
концентраций сопутствующих компонентов. Они требуют частой
поверки, характеризуются длительным временем срабатывания (до 1,5
минут) и сообщают об уже свершившейся ЧС, но не предупреждают о ее
возможности, когда катастрофу еще можно предотвратить, – рассказывает Богдан Кушнарев.
Под руководством старшего научного сотрудника СФТИ, канд. физ.-мат. наук Надежды Максимовой радиофизик
планирует создать полупроводниковый газовый сенсор на основе тонких (до
100 нм) пленок диоксида олова с использованием технологии,
разработанной в лаборатории полупроводниковых приборов СФТИ. Размеры
сенсора составят 0,8 х 0,8 мм, допустимая температура окружающей среды
при эксплуатации – от -20°С до +50°С, при транспортировке – от -40°С до
+50°С.
– Как правило, в датчиках используются толстые пленки толщиной 500–1000 нм, их производят и в России, и за рубежом, – говорит Богдан Кушнарев.
– Однако тонкие пленки до 100 нм имеют ряд преимуществ. Они обладают
высокой чувствительностью, которая в общем случае повышается с
уменьшением размера микрокристаллов. Технология получения тонких пленок
позволяет на одной сапфировой подложке диаметром 30 мм изготавливать до
500 сенсоров с близкими характеристиками.
Работу планируется закончить в 2020 году. Созданный сенсор можно будет
использовать в системах контроля ПДК паров авиационного керосина на
аэродромах и авианосцах.
Проект магистранта РФФ поддержан программой «УМНИК» Фонда содействия инновациям.
В конкурсе участвуют проекты молодых инноваторов (до 30 лет). Жюри
оценивает научную новизну проекта, актуальность идеи, план реализации и
перспективу коммерциализации.