Почему «гордость» выше, чем «обида», объяснит проект филолога ТГУ

Ученый лаборатории когнитивных исследований языка Алексей Миклашевский собирает психолингвистическую базу данных. Проект Миклашевского отличается от существующих лингвистических словарей тем, что содержит не описание значений, а оценку людьми различных характеристик слов, выраженную числами.

Психолингвистическая база данных состоит из списка слов, каждое из которых имеет 10 характеристик: насколько оно связано со зрением, осязанием, обонянием, слухом, насколько часто употребляется в речи, в каком возрасте человек узнал это слово, насколько оно образно и т.д.

– Я даю людям список слов и прошу каждое оценить по шкале от одного до семи: в каком возрасте человек узнал это слово или насколько часто или редко оно встречается в речи… – объясняет Алексей Миклашевский. – Когда мы набираем много оценок, делаем статистическую обработку, находим некое среднее значение, статистически значимое, которое показывает, как в среднем люди оценивают это слово.

Таким образом ученый «переводит» семантику в числа, благодаря чему можно выполнять статистические операции. Сбор числовых данных, отмечает Миклашевский, – один из уровней комплексного исследования о том, как хранится информация о словах в сознании человека.

–  То, что лингвисты описывали фразами, мы характеризуем числами. Мы смотрим, как слово связано с восприятием человека, предполагаем, как оно хранится в сознании, и через это можем выйти на объяснение, почему оно так употребляется и какие части его значения оказались за скобками словарного описания, – отмечает Алексей.

Особенно интересно это для абстрактных явлений, говорит ученый. Например, одна из характеристик, по которой в ходе эксперимента оцениваются слова, – расположение предмета в пространстве (выше или ниже). По результатам исследования видно, что названия положительных эмоций и явлений люди располагают в своем субъективном виртуальном пространстве выше («сочувствие», «гордость», «дружба», «любовь»), а отрицательных – ниже («гнев», «обида», «отвращение», «скука»). 

– Кроме того, абстрактные слова также вызывают образы, например, при слове «дружба» кто-то представляет лица своих друзей или образы людей, держащихся за руки, кто-то может вспоминать музыку, связанную с веселыми вечеринками, ощущать тепло и так далее, – говорит Алексей Миклашевский. – Это очень важная часть значения слова и нашего понимания этого значения, но до сих пор нет возможности отразить ее в словаре, дать ей какое-то конкретное выражение. Это тоже одна из задач проекта.

Создание психолингвистической базы данных важно не только для научных исследований, но и для практической психологии и психиатрии. За рубежом такие проекты осуществляются с 70-80-х годов XX века. На основе баз, созданных для европейских языков, психологи и психиатры проводят диагностику пациентов, проверяют уровень развития.

Алексей отмечает, что изучены еще не все аспекты возможного практического применения подобных проектов, в России они еще только начинают создаваться, и ТГУ здесь оказался одним из ведущих вузов. Сейчас психолингвистическая база данных, создаваемая Миклашевским, содержит 506 слов.

В исследовании ученому помогают волонтеры лаборатории когнитивных исследований языка – студенты филологического факультета и факультета психологии.


Лаборатория когнитивных исследований языка (зав. профессор Зоя Резанова) входит в один из центров превосходства ТГУ – Международный центр исследований развития человека. Междисциплинарные исследования, которые проводятся в центре, объединяют ученых разных областей: психологов, нейробиологов, лингвистов, генетиков и других, чтобы получить новое знание о развитии человека, которое может привести к улучшению качества жизни. Лаборатория когнитивных исследований языка изучает взаимное влияние языкового и когнитивного механизмов в процессах порождения и восприятия речи на родном и неродном языках, создает математические модели обработки языковых единиц и текстов.