На базе Инновационно-технологического центра (ИТЦ) СФТИ созданы антитурбулентные присадки жидкотопливных реактивных двигателей. Они снижают гидродинамические потери в системе подачи топлива, повышая надежность ее работы. Наряду с этим использование новых присадок позволяет увеличить массу полезного груза, выводимого на низкую околоземную орбиту.
– Оба эффекта достигаются за счет уменьшения гидродинамического сопротивления в топливном тракте двигателя, – говорит научный сотрудник ИТЦ СФТИ Константин Коновалов. – Ранее эту техническую задачу решали посредством изменения поверхности топливного тракта, которую старались сделать идеально гладкой. Но этот способ себя уже исчерпал, соответственно, остается только один вариант – модификация топлива.
Применение сверхвысокомолекулярных полимеров, синтезированных химиками ИТЦ СФТИ, дает возможность увеличить грузоподъемность космического корабля на 100–150 килограммов, не повышая при этом расходов топлива. Как отмечают сами ученые, это сравнительно небольшая величина, но каждый килограмм космического груза имеет большое значение.
Использовать дополнительные возможности можно и для вывода на орбиту микро- и наноспутников. Последние весят всего от 1 до 10 килограммов и используются для работы в группе. Помимо этого повышение грузоподъемности ракеты позволит доставить на МКС большее количество приборов, необходимых для проведения научных экспериментов.
Добавим, что антитурбулентные присадки для жидкотопливных реактивных двигателей были созданы в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2014–2020 годы».