Нейротехнологии и big data помогают ТГУ в поиске своих абитуриентов

26 июня 2023

Привлечение талантливых абитуриентов – важная задача вуза. Новые технологии рекрутинга разрабатывают ученые Центра когнитивных исследований и нейронаук ТГУ «НейроТомск». Вместе с Университетским консорциумом исследователей больших данных и компанией «Нейротренд» (Москва) они изучают восприятие абитуриентами бренда Томского государственного университета и анализируют цифровой след будущих студентов во ВКонтакте. Выводы ученых помогут вузам в создании новых эффективных рекламных решений для привлечения абитуриентов.

Филологи, нейрофизиологи и специалисты по большим данным Томского госуниверситета запустили проект «Нейроабитуриент», итогом которого станет создание эффективного механизма привлечения абитуриентов в вузы. Проект реализуется в партнерстве с Университетским консорциумом исследователей больших данных и нейромаркетинговой компанией «Нейротренд». Ученые проведут нейротестирование коммуникационных материалов, созданных для привлечения абитуриентов во время приемной компании, и анализ цифрового следа в социальной сети «ВКонтакте». Отработка модели планируется на данных, полученных не менее чем в трех российских вузах на первоначальной выборке примерно в 100 абитуриентов.

– Преимущество методологии в том, что нейрооборудование обладает детализацией данных восприятия вплоть до секунды, а базовая автоматическая обработка результатов уменьшает процент ошибок, связанных с человеческим фактором. Совмещение нейротехнологий и больших данных значительно превосходит традиционные методы анализа эффективности позиционирования вузов, – объясняет директор Центра когнитивных исследований и нейронаук «НейроТомск» ТГУ Мария Толстова. – В результате вузы получат реальную картину интересов абитуриентов и методические рекомендации, которые смогут применять в своей стратегической деятельности.

26 06.jpg

В работе специалисты ТГУ используют програмно-аппаратный комплекс «Нейробарометр», предоставленный партнером – компанией «Нейротренд». По данным с айтрекера, который регистрирует движения глаз, можно увидеть, что именно в рекламном буклете или видеоролике вызвало у абитуриента интерес. Биобраслет регистрирует параметры вегетативной нервной системы – по нему ученые анализируют эмоциональную вовлеченность человека и изменение его эмоций во время просмотра материалов.

Нейротестирование и анкетирование в Центре «НейроТомск»ТГУ прошли уже 30 абитуриентов. Часть данных ученые собрали в ходе форума для школьников «Таланты Сибири», где с помощью нейрооборудования фиксировали реакции будущих абитуриентов.

Исследования с непосредственным участием абитуриентов включают 3 этапа. На первом предусмотрен сбор данных: потенциальные участники заполняют анкеты-скринеры, по которым ученые выбирают подходящих респондентов. Затем абитуриенты просматривают «стимулы» – промоматериалы про вуз, а исследователи параллельно с помощью нейрооборудования регистрируют их нейрофизиологические реакции, например, обращает ли абитуриент внимание на логотип университета. На третьем этапе – после просмотра – участники заполняют анкеты, где дают свои оценки изученным промоматериалам по разным ключевым параметрам.

Восприятие видеороликов ученые оценивают по вниманию, эмоциональной вовлеченности в просмотр, силе брендинга, интересу, запоминаемости. В восприятии сайта университета, кроме эмоциональной вовлеченности и внимания, важно количество переходов и понятность навигации, стратегия поиска информации. В оценке восприятия текстов важна когнитивная нагрузка, внимание и интерес.

Исследования проводятся в рамках стратегического проекта Томского государственного университета«Социогуманитарный инжиниринг: исследование и проектирование человека и общества» при поддержке федерального проекта «Приоритет 2030».

Для справки. Томский государственный университет занимает лидерские позиции в сфере применения и развития нейронаук в образовательной среде. Так, на базе Международного центра исследований развития человека ТГУ в 2016 году была открыта первая в России магистерская программа «Развитие человека: генетика, нейронаука и психология» на английском языке. Студенты получают здесь компетенции в сфере когнитивных и нейротехнологий, научной коммуникации, разработки и оценки развивающих программ. В открытом в 2022 году Центре когнитивных исследований и нейронаук ТГУ «НейроТомск» сотрудники ТГУ учатся работать с нейрооборудованием, а в лаборатории прикладного анализа больших данных – с методами обработки таких данных; а затем применяют их в своих научно-исследовательских проектах.

26.06.jpg