Социогуманитарный инжиниринг: исследование и проектирование человека и общества

Социогуманитарный инжиниринг: исследование и проектирование человека и общества

Аннотация

Стратегический проект «Социогуманитарный инжиниринг: исследование и проектирование человека и общества» реализуется в формате проекта  междисциплинарного характера полного цикла.

Целью проекта является разработка методик выявления принципов взаимодействия биологического и технологического, технологий наращивания человеческих возможностей в технологичном мире по направлениям: когнитивное, биологическое и ценностное.​ Заявленная цель предполагает организацию исследовательской деятельности в формате междисциплинарных команд, решающих проблемы фундаментального и прикладного характера, тесное взаимодействие с академическими и технологическими партнерами, обновленную инфраструктуру.

В условиях новых вызовов, стоящих перед Россией, исследовательским фокусом проекта в 2024 г. стало когнитивное и культурное благополучие человека в эпоху двух интеллектов.

В рамках стратегического проекта разработана и принята на Ученом совете ТГУ «Политика в области использования технологии ИИ в образовании».

В 2024 г. создана сеть нейролабораторий, включающая  17 лабораторий. в качестве партнеров выступают не только университеты, но и ООО «Нейротренд», РЖД, Аналитический центр при правительстве Москвы. Проведены три всероссийские школы по нейронаукам, участие в которых приняли больше 100 студентов и молодых ученых страны.

ТГУ стал инициатором создания сети  университетов «финансовой грамотности», которая включает университеты из 28 городов России, а также Белорусский государственный экономический университет, Университет менеджмента (Казахстан). 

Консорциум «Гибридные технологии социо-гуманитарного проектирования человека и общества будущего»

Создан в 2021 году в рамках Соглашения о консорциуме организаций, участвующих в реализации Проекта «Социо-гуманитарный инжиниринг: исследование и проектирование человека и общества».

Цель консорциума

Повышение эффективности прорывных научных исследований в области проектирования человека и общества на основе социо-, био-, когнотехнологий и искусственного интеллекта. Консолидация интеллектуальных, кадровых, информационных и иных ресурсов в целях создания единой научно-образовательной среды, поиска и поддержки талантливых молодых исследователей и формирования системы подготовки кадров в интересах научно-технологического развития РФ.


Основные направления и задачи стратегического проекта

В 2024 г. восемнадцать исследовательских проектов были объединены в два кластера.

Кластер «Ценностные ориентации в гибридной реальности». В фокусе исследования ценностные установки современного человека, разработка гуманитарных технологий, помогающих сформировать «человека ценностно целостного».

На основе проведенных исследований были запущены  в рамках Пилота магистерские программы «История памяти», «Голос поколения» в партнерстве с Минобрнауки и Росмолодежью.

Разработана, апробирована, запатентована «Платформа комплексного мониторинга проблемного поля и общественно-политической ситуации в Томской области в онлайн и офлайн пространстве» (по заказу Администрации Томской области»).

Кластер «Когниция и телесность в гибридной реальности» направлен  на решение проблемы взаимодействия естественного и искусственного интеллектов в гибридной реальности.

Результаты проведенных исследований принципиально изменили содержание образовательных программ. По итогам 2024 г:

  • разработан и включен  модуль «Нейротехнологии в образовании» в магистратуре «Аналитика и междисциплинарные исследования в образовании»;

  • разработан и апробирован модуль по экспертной оценке образовательных элементов, включающих генеративный искусственный интеллект в курс бакалавриата “Цифровые ресурсы и сервисы в образовании” по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование;

  • разработаны модули «Большие данные в филологических исследованиях», «Нейролингвистика» для программы магистратуры «Академическая филология», модуль «Текстология. Тесты по РКИ» для программы магистратуры «Русский как иностранный»; модуль «Нейролингвистика» для программы бакалавриата «Отечественная филология», «Профессиональная деловая коммуникация», «Русский как иностранный: теория и методика обучения»;

  • разработан банк заданий по философии, направленный на формирование меткогнитивной компетенции у студентов с учетом активного внедрения в учебный процесс генеративного искусственного интеллекта.

  • разработан и проходит апробацию модуль «Фиджитал физкультура»;

  • разработана модель ИИ-компетентности преподавателя (9 навыков). На основе модели подготовлена программа ускоренной подготовки ППС в виде программы повышения квалификации «Генеративный искусственный интеллект для преподавателя: стратегии, инструменты, этика» (36 академических часов, 90% практических занятий; программу прошли более 300 ППС);

  • открыта междисциплинарная аспирантура, готовится к открытию диссертационный совет по когнитивным наукам.

Внутри кластеров для проектов характерна нацеленность на общий результат, общая методологическая база, совместная работа над линейкой общих продуктов и др., участие партнеров в проектах (СБЕР, ООО «Нейротренд», ВЦИОМ и др.).


Ключевые результаты:

  1. Формирование нового дискурса и теоретико-методологической модели междисциплинарных социогуманитарных исследований, модель прогнозирования новых идентичностей и стилей жизни / типов поведения в различных социальных контекстах.

  2. Создание трансдисциплинарной методологии и введение больших данных в область социо-гуманитарных исследований, что позволит включиться в международные мегапроекты и инициировать на базе ТГУ мегапроекты, связывающие Европу и Азию, – для достижения лидирующей позиции России на научно-образовательных рынках Юго-Восточной и Центральной Азии.

  3. Подготовка SHAPE-специалистов, владеющих социо-, когнотехнологиями на основе искусственного интеллекта.

  4. Опережающее моделирование типов российской социальности и их трансформаций: системы мониторинга, анализа, прогнозирования и коррекции социальных процессов с использованием технологий искусственного интеллекта (от AI к AGI) для укрепления суверенитета России.

  5. Создание единой исследовательской инфраструктуры по сбору, обработке и накоплению данных цифрового следа человека в целях ресурсного обеспечения проектов на стыке реальности, что определит поворот социальных и гуманитарных исследований в России в сторону решения актуальных проблем человека, общества и экономики.

  6. Создание на базе Большого университета Томска и системы общего образования Томска исследовательской сети для анализа социальных и культурных трансформаций, обусловленных массовыми миграционными процессами. Разработка и тестирование технологий культурной адаптации, культурного трансфера для преодоления неравенства как одного из глобальных вызов цифрового общества, для формирования лояльного отношения образовательных и иных типов мигрантов к русской культуре.

  7. Внедрение результатов социогуманитарных исследований Сибири в практику региональной социально-экономической политики и образовательную деятельность для обеспечения устойчивого развития территории.


Руководитель
Эмер Юлия Антоновна, Проректор по информационной политике и цифровым коммуникациям
julika71@mail.ru
Менеджер
Буб Александра Сергеевна, Доцент факультета иностранных языков
aleksandrabub@yandex.ru