Ученые Томского государственного университета определили ценностные ориентиры российских студентов с помощью анализа открытых данных социальных медиа. Выяснилось, что чаще всего студенты обсуждают роль и отношения мужчины и женщины, родительство, праздники в кругу семьи, родственные связи. Большинство пользователей воспринимает университет как семью. Ценностные ориентиры студентов были выявлены на основе аналитики постов и комментариев в университетских пабликах социальной сети «ВКонтакте», исследование охватило 674 вуза страны. Созданная учеными ТГУ новая социогуманитарная технология может заменить опросные методики и быть использована при построении воспитательной работы со студентами. Результаты исследования опубликованы на сайте нашиценности.рф.
Исследовательская работа в лаборатории прикладного анализа больших данных ТГУ проводится в рамках стратегического проекта Томского государственного университета «Социогуманитарный инжиниринг: исследование и проектирование человека и общества» при поддержке федерального проекта «Приоритет 2030».
Изучение ценностных ориентиров студентов – один из проектов лаборатории прикладного анализа больших данных ТГУ. Объектами исследования стали цифровые следы – посты, репосты, лайки, комментарии из вузовских пабликов в социальной сети ВКонтакте. Анализ Big Data проводили с использованием отечественной платформы PolyAnalyst.
По словам руководителя проекта, научного сотрудника лаборатории Юлии Александровой, в исследованиях, связанных с человеком и обществом, существует проблема: при сборе данных люди не хотят отвечать на анкетные вопросы, они всячески избегают социологических опросов.
– Разработанная нами технология позволяет преодолеть ограничения опросных методов и провести исследование по открытым данным: собрать, обработать и проанализировать большие массивы информации. Наш инструментарий позволяет объединить исследователей, создать сеть по всей стране и проводить совместные прикладные социально-гуманитарные исследования, результаты которых можно будет использовать для решения важных государственных задач, – отмечает она.
Исследование охватило 674 университета из всех федеральных округов. Сначала ученые выбрали в социальной сети «ВКонтакте» 9 239 университетских пабликов, разделив их на две группы – официальные, то есть созданные сотрудниками или подразделениями вуза (53%), и неофициальные, организованные самими студентами и выпускниками (47%), это позволяет понять разницу в обсуждаемых тематических направлениях. Затем изучили открытые данные, опубликованные в профилях студентов и в текстах в обеих группах пабликов. В профилях подписчиков обращали внимание на пол, возраст, родственные отношения, семейный статус и наиболее важные человеческие качества.
Анализ студенческих профилей «ВКонтакте» показал, что для большинства российских студентов (36,68%) главным в жизни являются семья и дети, на втором месте по популярности (33,84%) – саморазвитие; карьера и деньги (5,20%) оказались на пятой строчке ценностного рейтинга российской молодежи (у тех, кто заполнил эти графы в своем профиле).
При анализе текстов пабликов ученые выделили тематики комментариев и постов, по лайкам отслеживали интерес и эмоциональные оценки студентов на публикуемый контент. Выяснилось, что российские студенты чаще обсуждают и комментируют роль и отношения мужчины и женщины, родительство, праздники в кругу семьи, родственные связи, причем, большинство воспринимает университет как семью.
Результаты исследования опубликованы на сайте проекта нашиценности.рф. На следующем этапе проекта исследователи планируют изучить другие ценности российских студентов, например, знания и патриотизм, а также запустить проектные ценностные хакатоны, где на основе анализа ценностных ориентиров дашборда студенты будут формировать свои внеучебные мероприятия и активности.
– Мы также хотим выстроить практику вовлечения студентов в исследовательскую деятельность. Так, в команду проекта включены выпускники цифровых кафедр, в рамках стажировки ребята работают над сбором и обработкой данных, – добавляет Юлия Александрова.
Для справки. Научно-исследовательская лаборатория прикладного анализа больших данных Томского государственного университета, созданная в 2016 году, занимается фундаментальными и прикладными исследованиями в области сбора и анализа больших данных.