Международная команда ученых из Томского государственного
университета, Голдсмитс Университета Лондона, исследовательской группы
GRIP (Канада) и еще нескольких университетов Великобритании, Австралии и
Китая опубликовала статью «Дилемма школьного класса для близнецов: обучаться вместе или раздельно» с
результатами своего исследования близнецов в журнале Developmental
Psychology. Ведущим автором исследования выступила профессор генетики и
психологии, руководитель Международного центра исследований развития
человека ТГУ Юлия Ковас.
Исследование, основанное на анализе данных более 9000 близнецовых пар
из школ Великобритании и Канады, показало, что в среднем их раздельное
или совместное обучение не оказывает существенного положительного или
отрицательного влияния на академические достижения, когнитивные
способности и мотивацию. Это говорит о том, что не должно быть жестких
правил обучения близнецов в одном или разных классах.
К слову, более ранние исследования, посвященные вкладу раздельного
обучения близнецов в их успеваемость, имели некоторые ограничения и дали
противоречивые результаты. Несмотря на это, опрос, проведенный среди
родителей близнецов из Великобритании в 2015 году, показал, что в каждой
пятой британской школе реализуется политика раздельного обучения
близнецов.
По итогам опроса 514 родителей близнецов из Великобритании 60%
родителей монозиготных и 55% родителей дизиготных близнецов хотели бы,
чтобы их дети обучались вместе. Однако примерно в 20% случаев школы
проводят строгую политику раздельного обучения без предварительного
консультирования и учета мнения детей.
– Мы не говорим, что раздельное обучение не оказывает никакого
эффекта, скорее, результаты исследования свидетельствуют о том, что нет
доказательств в пользу жестких правил совместного либо раздельного
обучения, потому что так лучше для их успеваемости или мотивации.
Решение о том, как стоит обучаться близнецам, должно приниматься
совместно родителями, педагогами и близнецами, исходя из их
индивидуальных потребностей, – комментирует профессор Юлия Ковас.
Юлия Ковас совместно с коллегами проанализировала данные 8 705
близнецовых пар в возрасте от 7 до 16 лет из британского близнецового
регистра (TEDS – Twins Early Development Study, Исследования раннего
развития близнецов) и данные 426 близнецовых пар в возрасте от 7 до 12
лет из Квебекского исследования новорожденных близнецов (Quebec Newborn
Twin Study).
Данные TEDS включают в себя 3039 монозиготных и 5666 дизиготических
близнецовых пар, Квебекского исследования новорожденных близнецов – 182 и
244 близнецовых пары соответственно.
Академические достижения измерялись на основе отчетов об успеваемости,
например, для близнецов Великобритании это были в том числе и
результаты обязательного экзамена (GCSE – General Certificate In
Secondary Education). В свою очередь, когнитивные способности
оценивались с использованием вербальных и невербальных инструментов. Для
определения академической мотивации дети оценивали себя, отвечая на
такие вопросы, как «Мне нравится математика» и «Чтение дается мне
легко».
В ходе исследования не было выявлено почти никакого эффекта от
раздельного обучения вне зависимости от возраста, страны проживания,
пола и зиготности, являлись ли близнецы монозиготными («идентичными»)
или дизиготными («неидентичными»). Единственные статистически значимые,
но очень маленькие различия были обнаружены у участников исследования в
возрасте 12 лет (в Канаде) и 16 лет (в Великобритании), демонстрирующие
положительный эффект совместного обучения близнецов.
Ученые полагают, что дальнейшее исследование необходимо проводить с
учетом анализа большего количества различных моделей образовательных
систем в разных странах, а также влияния раздельного/совместного
обучения на эмоциональные или поведенческие характеристики.
Добавим, что научная статья с результатами исследования близнецов
вызвала широкий интерес в мировых СМИ, ее результаты осветили BBC, The Daily Telegraph, The I, The Herald и Yorkshire post.