Магистрант ТГУ в составе международного проекта изучает креативность

Магистрант программы «Развитие человека: генетика, нейронаука и психология» ТГУ Влада Репейкова участвует в кросс-культурном исследовании по изучению ассоциативного мышления. Совместно с учеными из Голдсмитс, Университет Лондона она нацелена разработать универсальный тест для изучения креативности.

Креативность – это способность производить что-то новое, а главное, полезное. В свою очередь, любые инновации в значительной степени зависят от креативных людей, – поясняет Влада Репейкова. – В последнее время интерес к феномену креативности справедливо возрос, и данной проблемой занимаются многие, в том числе и в нашей лаборатории когнитивных исследований и психогенетики (в составе Международного центра исследований развития человека). Совместно с аспирантом Голдсмитс Тэму Тойвайненом мы запустили пилотное исследование.

Исследование состоит из двух частей – вербальной и невербальной. В вербальной части – 48 словесных триад. К каждой из них участнику предлагается придумать четвертое слово, которое может быть как-то связано с каждым словом в триаде.

Здесь огромную роль играет язык, на котором говорит участник, так как носителю языка будет проще справиться с тестом. Отсюда и появилась задача создать тест, который не будет связан с языком говорящего, и люди из любой страны и культуры могли бы отвечать на один и тот же тест в равных условиях, – подчеркивает магистрант.

По словам исследователей, данная задача была выполнена, и невербальной частью проекта стал новый визуальный тест отдаленных ассоциаций, созданный и пропилотированный коллегой ученых – Аной-Марией Олтетеану (Свободный университет Берлина). Здесь, по аналогии с вербальным тестом, участник получал три стимула-картинки и пытался подобрать слово, которое, по его мнению, связывает и объединяет представленные картинки. Тест состоит из 46 заданий.

Сбор данных для пилотного проекта начался летом 2018 года, к участию приглашались взрослые старше 18 лет. Хотя пилотный этап проекта завершился, сбор данных продолжается. Помимо русскоговорящих участников в исследовании задействованы и носители других языков, например, финского. Первый этап, по словам исследователей, прошел успешно.

Нам было интересно посмотреть на роль лингвистических и визуальных стимулов в тесте на отдаленные ассоциации. Мы получили нормальное распределение данных: были участники, которые справились очень хорошо, были и те, которые справились хуже, – рассказывает Влада Репейкова. – У группы участников из России связь между вербальным и визуальным тестами получилась достаточно высокой, в то время как у финской группы связи не было. Такую разницу можно объяснить в том числе и спецификой языка. В будущем мы планируем более подробно изучить роль языка и культуры в ассоциативных процессах.

Как отмечает координатор проекта Тэму Тойвайнен, в перспективе ученые планируют подробно рассмотреть отдельные единицы теста, особенно показавшие значительные различия между языковыми группами, и впоследствии исключить из теста культурно-специфичные единицы.

Добавим, что все желающие принять участие в исследовании ассоциативного мышления могут пройти тестирование по ссылке http://creacogcomp.com/vRAT-Russian.html.