Ученые кафедры метеорологии и климатологии ГГФ ТГУ при поддержке
совместного гранта РФФИ и Томской области выполняют оценку климатических
условий развития транспортной системы региона и прилегающих к нему
областей. Полученные результаты позволят оптимизировать работу
судоходства, малой авиации и дорожной сети, а также обеспечить их
круглогодичное бесперебойное функционирование. Наряду с этим
аналитические данные помогут снизить уровень аварийности, связанный с
неблагоприятными погодными условиями.
– Интенсивное освоение и эксплуатация природных ресурсов Западной
Сибири (нефть, газ, лес), дорожное и капитальное строительство требует
точных и надежных сведений о текущем и будущем климате области, –
говорит заведующая кафедрой метеорологии и климатологии ГГФ ТГУ Валентина Горбатенко.
– В этой связи актуальным является мониторинг происходящих изменений
климатического режима с точки зрения влияния их на функционирование
транспортной сети области.
Ученые проведут комплексный анализ метеорологических данных и
рассчитают специализированные климатические показатели, влияющие на
эксплуатацию транспортной сети и здоровье людей, управляющих
транспортом. Среди параметров, которые оценивают климатологи, одним из
наиболее значимых является повторяемость метелей. Снежные заносы, к
которым они приводят, затрудняют эксплуатацию дорог, повышают риск
аварий. Особенно это касается северных районов области, где
экстремальные ситуации возникают довольно часто.
– Данный параметр необходимо учитывать при планировании снегоочистых мероприятий, – говорит Валентина Горбатенко.
– В районах области число дней с метелью существенно различается.
Согласно анализу данных за период с 1966 по 2017 год, лидерами по этому
показателю являются Каргасокский и Александровский районы. Именно они
поставили рекорд не только по среднему количеству, но и по максимуму
дней с метелью – в 1979 году в Каргасоксом районе отмечено 102 дня, в
1978 году в Александровском зафиксировано 90 дней. Вместе с тем, нужно
отметить, что за последние десятилетия климат претерпел серьезные
изменения, число метелей уменьшилось практически в три-четыре раза,
поскольку изменилась скорость ветра.
Как отмечает Валентина Горбатенко, с одной стороны условия
эксплуатации транспортной сети в регионе становятся более
благоприятными, с другой – наметившийся рост температуры воздуха в
летний сезон приведет к большему числу дней с экстремально высокими
температурами воздуха, что отрицательно скажется на состоянии
автомобильных дорог. В таких условиях происходит размягчение
асфальтового покрытия и быстрое ухудшение эксплуатационных качеств
автодорог, увеличивающее риск аварий. Это является особенно существенным
для дорог местного значения, не рассчитанных на большую нагрузку.
Научные изыскания метеорологов позволят не только более эффективно
эксплуатировать имеющиеся дороги, но и строить новые магистрали с учетом
полученных данных. На этапе проектирования дорожники смогут обойти
самые проблемные участки и тем самым в разы снизить необходимость в
снегоуборке и объем финансовых затрат на ее проведение.
Добавим, что окончательные результаты расчетов ученые представят в
конце 2020 в года. В конце 2018 года они планируют закончить блок
исследований, связанный с метелями и влиянием этого природного явления
на самочувствие людей, управляющих транспортом.