Университет принимает участие в этой разработке как член альянса
«Техническое зрение». Недавно альянс заявился на всероссийский конкурс
«Зимний город», по итогам которого в регионах РФ должны пройти испытания
беспилотники, способные двигаться в автономном режиме в зимнее время
года и в разное время суток с соблюдением Правил дорожного движения.
Конкурс «Зимний город» организован в рамках системы технологических
конкурсов Национальной технологической инициативы. Его задача – создание
беспилотника, способного при соблюдении правил преодолеть 50 километров
в условиях зимы не более чем за три часа.
Сейчас в списке участников конкурса 30 компаний и альянсов из разных
регионов страны, в числе которых и томская команда «СмартВижн». Она
планирует представить беспилотник в виде мини-грузовика, созданного на
базе электромобиля.
– ТГУ состоит во всех альянсах кластера SMART Technologies Tomsk. В
альянс «Техническое зрение» мы изначально вошли с двумя проектами – это
радиовидение и репозиторий. Возможности нашего суперкомпьютера и ЦОД
позволяют хранить огромный объем данных, и сейчас на базе ТГУ создано
хранилище программных продуктов всех членов альянса, – отмечает
проректор ТГУ по инновационной деятельности Константин Беляков. –
У нас есть опыт и в создании самодвижущихся объектов, которые
используют технологии технического зрения. Как примеры можно привести
«робот-колесо» и робот на гусеничной платформе, которые самостоятельно
передвигаются и могут спасать раненых с места происшествия, либо
выступают в роли разведчика для мониторинга территорий с химической и
радиационной загрязненностью.
На этой неделе электромобиль, выпущенный одним из российских заводов,
прибудет в Томск. На базе его шасси компании и вузы, входящие в альянс,
объединят свои технологии для создания беспилотника. Уже в начале 2019
года он пройдет испытания на территории Особой экономической зоны, где
размещается большинство компаний альянса, а весной – на полигонах в
Подмосковье, это предусмотрено условиями конкурса «Зимний город».
– Нам необходимо создать механику, приводы на все системы коммуникаций
и систему управления – «мозг» этого беспилотного автомобиля. Потом, как
мы планируем, он останется в Томске, и мы будем его постоянно
дорабатывать. На дорогах общего пользования этот автомобиль, конечно, не
появится, сейчас это запрещено законодательством – в России есть лишь
две пилотные зоны, Татарстан и Москва, где могут ездить автомобили без
водителя. Но на закрытых площадках мы можем такой транспорт
использовать. В нашем случае это будет, скорее всего, площадка ОЭЗ, –
добавляет Константин Беляков.
Если разработка томской команды займет одно из призовых мест в
конкурсе «Зимний город», у региональных властей будет шанс через
правительство РФ согласовать пилотную зону для автомобилей-беспилотников
и в Томской области. Сейчас регион уже выступает таким «пилотом» в
отношении летательных аппаратов, реализуя федеральный проект «Тайга».
– Если у нас все получится, Томск может стать одной из заметных точек
роста в развитии беспилотных автомобилей. Кстати, года два назад
предлагалась идея создать и запустить в городе беспилотных дворников,
которые убирали бы снег, подметали улицы. Пока она по объективным
причинам не реализована, но наше участие в «Зимнем городе» может
изменить ситуацию, – подчеркивает проректор по инновационной
деятельности. – Мы надеемся успешно выступить на этом конкурсе, все
предпосылки для этого есть.
Первый этап конкурса альянс «Техническое зрение» уже прошел – команда «СмартВижн» сделала видеоролик о будущей разработке:
Организатором конкурса «Зимний город» выступают Российская венчурная
компания, Фонд развития центра разработки и коммерциализации новых
технологий и Агентство стратегических инициатив по продвижению новых
проектов. Призовой фонд конкурса – до 175 миллионов рублей.