Ученые ТГУ и университетов Великобритании, США и Канады
выяснили: чем легче ребенок оперирует числами на мысленной числовой
линии, тем выше его потенциал в математике.
Международное исследование проводилось на выборке из более чем 3000
близнецов в возрасте от 8 до 16 лет из США, Канады, Великобритании, а
также на выборке из 1456 не близнецов – учащихся из России в возрасте от
8 до 18 лет. Статья была опубликована в British Journal of Educational Psychology.
Тест «числовая линия», который выполняли дети, измеряет способность
оценивать числовые величины на так называемой мысленной числовой линии.
Эта способность развита с разной степенью точности у разных людей. Как
показало исследование, эти индивидуальные различия связаны с различиями в
математических навыках таким образом, что успехи в математике частично
связаны со способностью оперировать числами на мысленной числовой
линии.
В тесте «числовая линия» участнику предлагается «размещать» числа на
линии от 0 до (например) 1000, при этом измеряется, насколько близко к
правильному расположению и как быстро дается ответ.
Также ученые сделали вывод, что если среда не дает ребенку
возможностей для развития, то его генетическим склонностям к математике
сложнее «пробиться».
– Например, у ребенка может быть большой потенциал к математике, но
этот потенциал не проявляется, если он подавлен отсутствием необходимых
ресурсов. В такой среде дети с высоким и низким потенциалом могут не
различаться по результатам. Напротив, если среда более унифицирована,
например, у всех есть доступ к качественным образовательным ресурсам, то
различия в достижениях больше объясняются различиями в задатках, в том
числе и генетических, – объясняет Юлия Ковас, руководитель
исследования, научный руководитель САЕ «Институт человека цифровой
эпохи», профессор факультета психологии Голдсмитс, Университет Лондона.
Однако, отмечают ученые, источники индивидуальных различий в тесте
числовых рядов и его связь с математическими способностями до конца не
изучены. Полученные результаты сейчас обсуждаются в контексте развития
образовательной среды, а ученые продолжают работу, изучая деятельность
мозга близнецов во время выполнения математических действий.
В 2018 году в образовательном центре «Сириус» при участии Международного центра исследований развития человека ТГУ создан Центр когнитивных и междисциплинарных исследований.
Сейчас в «Сириусе» продолжается лонгитюдный (длительный) проект по
изучению индивидуальных различий в образовании, достижениях и
одаренности.