На РФФ создают виртуальную лабораторию по физике для школьников

6 октября 2021

Радиофизики Томского государственного университета разрабатывают VR-лабораторию по физике для школьников 7-9 классов, которая расширит возможности дистанционного формата обучения. Она позволит выполнять лабораторные работы в виртуальной среде под контролем учителя и дополнительно оформлять отчеты по выполненным работам. Разработка ведется совместно с учителями физики из школ Томска и Казахстана.

Во время пандемии коронавируса в условиях дистанционного обучения ряд тем, которые предусматривают проведения лабораторных работ, преподавателям пришлось объяснять только теоретически. А наша система поможет расширить возможности дистанционного формата обучения в школах, а также увеличить спектр выполняемых учениками работ. И даже дополнить программу другими темами – для более глубокого изучения физики, – пояснил руководитель проекта, заведующий кафедрой информационных технологий в исследовании дискретных структур РФФ ТГУ Станислав Торгаев. 

Сотрудники и студенты кафедры информационных технологий в исследовании дискретных структур РФФ ТГУ постарались обеспечить максимальную реалистичность и должный уровень погружения. Таким образом, разрабатываемая система должна передавать опыт, впечатления и знания, приближенные к тем, которые обучающийся получает во время выполнения лабораторных работ в реальной жизни. 

Это возможно обеспечить за счет более качественной реализации визуального представления лаборатории, процесса управления, физических взаимодействий всех компонентов системы, а также проработанного VR-режима. Разработка виртуальной лаборатории осуществляется в среде Unreal Engine 4. Разрабатываемая система будет иметь два режима выполнения работ: VR и обычный (игровой), – рассказал исполнитель проекта, студент РФФ ТГУ Даниил Егоров.

Работа ведется совместно с учителями физики из школ Томска, а также из Республики Казахстан. Привлечение учителей школ к этому проекту позволяет более детально проработать методические нюансы виртуальной лаборатории. В частности, учителя помогают формировать теоретический материал.

На первом этапе мы формируем банк лабораторных работ для 7-9 классов согласно школьной программе. Сейчас прорабатываются все технические и методические аспекты и создаются первые лабораторные работы. Параллельно рассматриваются вопросы разработки дополнительных работ, которые позволят более глубоко освоить материал и реализация которых в рамках школьной лаборатории невозможна по тем или иным причинам, – добавил Станислав Торгаев.

Разработка получила поддержку Фонда содействия инновациям, в частности, один из разработчиков – Даниил Егоров – является победителем программы УМНИК.