На полевом практикуме ГГФ школьники познакомились с науками о Земле

19 сентября 2022

Традиционный полевой практикум по наукам о Земле «Познай и береги природу!» провели 17 сентября в Лагерном саду Томска студенты и преподаватели геолого-географического факультета ТГУ. Школьники 9-11 классов из Томска, Северска, Молчанова и Бакчара знакомились с метеорологическими приборами, учились ставить палатки, соревновались в скорости и правильности сортировки отходов по разным категориям и открыли для себя другие интересные стороны направлений обучения на ГГФ.

Основные задачи практикума, который ГГФ ТГУ проводит с 2015 года, – приобретение школьниками практических умений проведения полевых исследований, навыков работы со специализированными приборами и камеральной обработки материалов, которые собраны в полевых условиях, популяризация географических и экологических знаний и вовлечение школьников в краеведческое исследование природных объектов. Участники закрепляют на практике знания по экологии и географии, полученные во время обучения и подготовки к участию во Всероссийской олимпиаде по географии.

Для 18 команд школьников студенты и преподаватели ГГФ ТГУ придумали задания и организовали на территории Лагерного сада работу на семи станциях. На станции «Географическая» команды выступали в роли географов-исследователей, работали с GPS-приемником и определяли координаты расположения точек, также занимались определением объектов по космическим снимкам.

Знакомство с метеорологическими приборами – термоанемометром ПКА, термометром-щупом и барометром-анероидом; анализ формы облачности и балла облачности по атласу облаков; определение направления ветра и запись его в румбах; соотношение приборов и измеряемых ими метеорологических величин – такие задания выполняли команды на станции «Метеорологическая».

В районе гидрологического поста на реке Томь находилась станция «Гидрологическая». Здесь школьники измеряли скорость поверхностного течения реки поплавками, узнали о необходимости гидрологического поста, познакомились с понятиями «расход воды», «площадь поперечного течения», «поверхностная скорость течения».

Гидрологическая.JPG

На станции «Палеонтологическая» ребята познакомились с ископаемыми остатками наиболее известных групп беспозвоночных организмов, обитавших на Земле в прошлые геологические эпохи, учились классифицировать окаменелости по группам ископаемых организмов, используя характерные признаки, и устанавливать время их совместного существования.

Соревнования в скорости и правильности сортировки отходов по разным категориям прошли  на станции «Помогай природе». Здесь команды знакомились с категориями отходов и возможностями их переработки и отвечали на вопросы экологической викторины.

На станции «Геологическая» участники практикума узнали, что изучает минералогия. Они рассматривали основные свойства минералов и их специфические особенности, определяли свойства минералов: окраску, цвет черты, блеск, твердость, магнитные свойства и качественную химическую реакцию.

На станции«Туристическая»
 школьники учились ставить палатки и правильно выбирать места для установки. 
Палатка.jpg

Партнер практикума – ОГБУ «Областной комитет охраны окружающей среды и природопользования» – организовал станцию «Экологическая», где сотрудники учили школьников определять насекомых-вредителей хвойных пород деревьев по выданным образцам. Центр образовательной подготовки «Корса групп» под руководством генерального директора и профессионального спасателя Сергея Корсака руководил станцией «Окажи первую помощь».

Работа на каждой станции составляла 15 минут, студенты ГГФ регламентировали и сопровождали команды по маршруту. 

Победителями практикума стали:

  • I место – команды Зональненской СОШ Томского района и школы №40 г.Томска;

  • II место – команды Северской гимназии ЗАТО Северск, Томского кадетского корпуса, лицея №8 имени Н.Н. Рукавишникова г.Томска;

  • III место – команды Северского физико-математического лицея, школы №198 г.Северска, Молчановской СОШ №1 и Лицея ТГУ.

Во время практикума проходил фотоконкурс ВКонтакте. В номинации «Приз зрительских симпатий по мнению в ВК», которое определялось по количеству лайков, первым стал ученик Зональненской средней школы Томского района Иван Миллер, автором самого креативного фото, по мнению организаторов практикума, – Илья Найдуков из томской школы №40.

Победитель по лайкам.jpg

По словам Ивана Миллера, самая важная составляющая мероприятия – практическая, и она позволила утвердиться с выбором направления будущего обучения на ГГФ ТГУ.

– Я готовлюсь к поступлению с 9 класса, сейчас обучаюсь в профильном классе и надеюсь на высокий балл при сдаче ЕГЭ по географии, – говорит Иван. – Это был просто праздник, эмоции захлестывали при выполнении заданий на каждой станции. А результат – первое место – и то, что я стал победителем в конкурсе «Собери лайки», прибавило мне сил и уверенности, что все у меня сложится хорошо. Наша команда благодарна нашему учителю, Инне Сергеевне, за возможность участия в этом празднике и прочные знания, которые она нам дает. 

Учредителями практикума выступили геолого-географический факультет Томского государственного университета, ОГБУ ДПО «Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» (ТОИПКРО), ассоциация учителей географии Томской области, ОГБУ «Облкомприрода», Центр развития современных компетенций детей и молодежи» им. Д.И. Менделеева ТГУ, Томское отделение Русского географического общества.