Из правового поля в цифровое: как юристы осваивают IT-технологии

3 февраля 2023

Юридический институт ТГУ вошел в федеральный проект «Цифровая кафедра», позволяющий получить цифровые компетенции специалистам, не имеющим IT-образования. Доцент ЮИ ТГУ, заместитель директора института по программам стратегического развития Татьяна Трубникова в интервью Alma Mater рассказала, для чего юристам необходима «цифра», как студентов знакомят с ИИ и почему IT-технологии способны кардинально изменить юридическую практику.

ПЕРЕСТАТЬ БЫТЬ «СЛАБЫМ ЗВЕНОМ»

– Татьяна Владимировна, почему юристы решили принять участие в проекте и для чего им «цифра»?

– В 2021 году команда нашего института участвовала в Лиге деканов, и в ходе стратсессий мы пришли к выводу о том, что необходимо изменять юридическое образование: делать его более практико-ориентированным, направленным на получение студентами актуальных компетенций, построенным с учетом требований работодателей. Выясняя для себя, чего же хотят работодатели, мы поняли, что в существующей подготовке юристов есть значимый пробел в области навыков работы с цифровыми технологиями.

Юристов часто считают «слабым звеном» в процессе цифровизации, видя в них отставшее от компьютерных технологий сообщество, которое только что не от руки пишет. В этих воззрениях есть доля истины: часто с «цифрой» у нашего брата отношения сложные. Например, некоторые работодатели жалуются, что сотрудники их юридических подразделений не могут в достаточной степени использовать корпоративные информационные системы. Это положение очевидно надо менять.

DSC_6143.jpg

Мы решили, что для отработки нового подхода к юридическому образованию нам нужна экспериментальная программа бакалавриата по актуальному направлению, в качестве таковой мы в 2023 году запускаем программу «Цифровой юрист».

Но в момент принятия решения о создании новой программы никто не понимал, как именно дать юристам цифровые компетенции, в каком объеме, как студенты-юристы будут относиться к цифровым компетенциям и насколько успешным будет такое обучение. Мы обдумывали возможность создания программы повышения квалификации для студентов по цифровым навыкам, и вдруг нам говорят: «Есть такой масштабный проект «Цифровые кафедры». Пойдете?» Мы говорим: «Пойдем».

На момент вхождения в проект «Цифровые кафедры» у нашей команды сложилось убеждение в том, что у работодателя есть потребность в юристах, которые функционируют как переходное звено, они понимают айтишников, могут с ними работать в единых командах, способны грамотно составить техзадание для IT-специалистов, подобрать правовой режим для реализации конкретного IT-проекта. В конце концов, они могут в сотрудничестве с этими специалистами создавать продукты для юристов, учитывающие наш «юридический» язык и все наши профессиональные особенности. Мы предположили, что достаточно большое количество студентов-юристов понимают эту потребность в юристах с цифровыми компетенциями.

Мы вошли в проект, подали заявку, создали программу «Цифровая юриспруденция» и поняли, что не ошиблись: у юристов действительно очень востребованы цифровые навыки. У нас было достаточно высокое задание – нам нужно было набрать 230 человек, но неожиданно для нас оказалось очень много желающих учиться на программе. Было подано более 650 заявок.

Не все из желающих могли поступить по ряду причин, во-первых, это должны быть студенты старших курсов (мы берем с третьего), отсеялись заочники, хотя не совсем понятно, почему правила проекта запрещают их принимать на обучение. Могли прийти студенты, которые учатся в другом вузе, участвующем в программе «Приоритет 2030», или любого другого вуза, если он заключил договор о сотрудничестве с ТГУ. Было очень много желающих обучаться из других университетов, но не со всеми из вузов мы смогли быстро заключить соглашения о сотрудничестве. Тем не менее, у нас учатся студенты со всей России от Балтийского федерального университета им. И. Канта до ДВФУ.

В результате на программу было зачислено 400 человек, из них более половины – студенты ТГУ, большая часть – это юристы, но помимо этого есть обучающиеся десяти других факультетов и институтов, в том числе журналисты, экономисты, историки, биологи. Их обучение будет продолжаться девять месяцев с октября по июнь. Общая продолжительность программы – 256 часов.

DSC_8175.jpg

БОТЫ, BIG DATA И СУДЕБНЫЕ РИСКИ

– Сфера IT очень обширна. Какие компетенции студенты могут получить в рамках проекта?

– Содержание действительно очень разноплановое, поэтому Иннополис, который выступает оператором проекта, обозначил ряд направлений. Мы из них выбрали те виды компетенций, которые нам нужны. ТГУ на старте формирования программ определил одно из трех сквозных направлений – это алгоритмизация. Определяя дальнейший ход обучения, мы решили, что когда студенты получат общее представление об алгоритмах и о том, как устроено программирование, они должны свои базовые знания как-то реализовать. Для этого им следует попробовать работать в тех программах для юристов, которые уже существуют сейчас.

Их довольно много, мы выбрали два вида – основные, которые облегчают работу. Это корпоративные информационные системы и программы для юристов, которые позволяют создавать конструктор юридических документов. То есть они не формируют готовый договор, а делают конструктор, в который вставляются определенные данные и где будет создаваться нужный документ.

Мы легко нашли договоренность о сотрудничестве с фирмами, которые делают такие системы автоматизации договорной работы – это ТурбоКонтракт и Doczilla. Еще один вид IT-продуктов – платформа создания чат-ботов BotMan.one. Наши студенты будут самостоятельно создавать чат-боты на основе этой платформы. Третий блок обучения – работа с большими данными. Это тоже то, что юристам очень нужно.

– Как работа с big data меняет работу юристов в профессиональном поле?

– Одна из важнейших частей деятельности юристов – это работа с информацией для того, чтобы оценить, например, юридические риски при заключении договора, либо при совершении сделки слияния-поглощения, продаже или покупке предприятия и так далее. Это то, что позволяет произвести анализ практики и понять перспективы подачи какого-то иска. Такие системы сейчас начинают появляться, например, «Гарант» разработал систему «Сутяжник», которая позволяет оценить шансы на удовлетворение искового заявления, причем учитывая судебную практику соответствующего субъекта РФ.

Наряду с этим мы решили, что для студентов очень важно ближе познакомиться с основами технологий анализа данных, в частности, потому, что довольно распространены страшилки про ИИ, который придет и будет что-то делать независимо от человека. Студенты должны иметь не обывательское, а более глубокое понимание об искусственном интеллекте и его возможностях. Это не означает, что они смогут сами, без помощи специалистов, осуществлять Data Mining, все же это специфическая деятельность, требующая наличие высокой квалификации. Но довольно детальное представление об этапах и технологиях анализа данных юристам необходимо, чтобы они могли ставить осмысленные задачи перед специалистами-айтишниками, со знанием дела интерпретировать полученную от них информацию, только тогда можно получить желаемый результат.

РАБОТА В ВОСЬМИ ЧАСОВЫХ ПОЯСАХ

– Татьяна Владимировна, «Цифровая кафедра» – история для страны абсолютно новая. Кто разрабатывал обучающие блоки и кто выступает в качестве преподавателей?

– Блок по алгоритмизации создавался сотрудниками ИПМКН ТГУ. Блок по анализу данных мы берем у лаборатории прикладного анализа больших данных, сотрудники которой ранее разработали специальную программу и проводят по ней обучение специалистов из других университетов страны. Разработчики центрового блока – организации-партнеры, которые создают программы для юристов. Они сами записывают видео о том, как работают эти продукты, дают доступ к этим продуктам, создают задания и в будущем готовы брать лучших студентов на стажировку, дорабатывать и использовать те продукты, которые созданы в рамках реализации проекта «Цифровая кафедра» нашими обучающимися.

DSC_6805.jpg

– Как удалось организовать обучение потока в несколько сотен человек и легко ли им совмещать обучение по основной программе и на «Цифровой кафедре»?

– Мы не знали, насколько легко юристам будет обучаться. Оказалось, не так уж легко. Равно как и работать тем, кто занимается сопровождением обучения. У нас есть опыт реализации программы для не юристов в рамках проекта «Демография» («Юриспруденция. Базовый уровень»), и мы понимали заранее, что вопрос удержания людей на онлайн-программе – очень непростая задача. Для ее решения должно быть достаточное количество тьюторов, которые адресно работают.

Денег на реализацию программы отводится не очень много, мы попробовали найти золотую середину, тьюторами работают четыре человека – магистранты и аспиранты Юридического института. У каждого свой канал в телеграме для общения со своим потоком, чтобы передавать информацию, получать обратную связь.

Для того, чтобы организовать поддержку обучающихся на программе, мы арендовали чат-бот и настроили его «под себя». Здесь собирается вся информация по программе, плюс к этому студенты могут узнать расписание, задать вопрос и так далее.

На практике для тьюторов сопровождение программы – это без преувеличения работа 24/7. Помимо записанных лекций и заданий есть ведь и другие формы освоения IT-компетенций. Например, ребятам нужно дать поработать в корпоративных системах. Они лицензированные. Разработчики дают нам пароль для входа, но туда нельзя запустить сразу 400 человек. Делим учащихся где-то на потоки по 50 или 100 человек, где-то на группы по 10 человек, чтобы они могли работать с конкретным приложением.

Чтобы удерживать людей на программе, мало хорошей обратной связи. Мы решили, что должны быть какие-то эксклюзивные мероприятия, организованные специально для них. Провели одно, где они встречались с юристом, который уже добился профессиональных успехов. Он рассказывал им о новых юридических профессиях, зачем «цифра» юристам, как они в этих новых профессиях могут применять цифровые технологии. Он, к примеру, рассказывал, что такое контрактный менеджмент, операционный менеджмент в юридических службах и комплаенс. Заинтересовавшиеся студенты получили возможность дополнительно пройти курс по антикоррупционному комплаенсу. Если в двух словах, то суть его заключается в том, как сделать так, чтобы организация не нарушала законодательство, в том числе антикоррупционное.

Следующая встреча – с нашим выпускником, который работает в СИБУРе и там занимается цифровизацией юридической деятельности вместе с подразделением IT. Он должен рассказать, зачем нужна цифровизация юридической функции в крупной компании и чего хочет серьезная организация от выпускника. Встречи эти не очень частые, поскольку люди во время обучения загружены катастрофически – остается вся их обычная деятельность плюс появляется абсолютно новая.

ИЗ ТЕОРИИ В ЖИЗНЬ

– Татьяна Владимировна, вы сказали, что студенты должны попробовать применить новые знания на практике. Как это будет происходить?

– Обязательная часть обучающей программы – это стажировка. Студенты в группах должны сделать какой-то проект с использованием одной из тех систем, с которыми они познакомятся. Они должны создать какой-то практически реализуемый продукт, имеющий реальное значение. Например, конструктор договора купли-продажи недвижимости или чат-бот, помогающий людям определить подсудность их спора.

456789.jpg

– Как в создание этих продуктов вольются студенты других специальностей, например математики или экономисты?

– Объединяясь с юристами, эти студенты будут работать над решением своих профессиональных задач. Например, экономисты. Они могут дать понимание, какая бизнес-потребность есть в том или ином договоре. Айтишники, со свой стороны, могут дать более четкое представление, как те или иные продукты или платформы можно использовать, юристы – проработать свои профессиональные моменты. Ведь каждый договор проходит стадию юридической проверки, а нередко и корректировки. Я уверена, что работа в междисциплинарных группах – это самый оптимальный вариант с самым высоким КПД.

Например, во время хакатона, проведенного в Балтийском федеральном университете, студенческая команда из трех юристов и трех программистов, в составе которой был Лев Швец, один из тьюторов нашей программы, за 30 часов разработала чат-бот «BadBookBot». Он предназначен для сотрудников библиотек и книжных магазинов. Дело в том, что они обязаны изымать из своих фондов материалы, которые были признаны экстремистскими, но для этого нужно постоянно «в ручном режиме» отслеживать перечень материалов, признанных экстремистскими. Бот оперативно и регулярно сравнивает списки экстремистских материалов, опубликованные на сайте Минюста России, с библиотечным фондом организации и сам составляет акт об обнаружении экстремистской литературы, который нужно только распечатать и подписать.

Кроме того, он содержит инструкцию, систему уведомлений об изменениях в списках экстремистской литературы, а также предлагает юридическую помощь в случае привлечения к ответственности за хранение и распространение экстремистских материалов. Очевидно, что для создания такого рода продуктов нужны междисциплинарные коллективы.

– Какие продукты на ваш взгляд можно было бы создать для ТГУ?

– Например, нам – Юридическому институту, – равно как и другим подразделениям ТГУ, как мне кажется, очень нужна программа – конструктор рабочих программ и дисциплин. Мы пока делаем это по старинке, что очень затратно по времени и силам. В одном месте преподаватель, переделывая программу для дневного обучения в программу для заочников, часы не изменил, есть куча формальностей, в которых нельзя ошибиться. Мы можем предложить студентам создать такой конструктор для Юридического института. Если будет такой практический результат – это для нас большое облегчение. Более того, сейчас можно попробовать сделать несколько таких продуктов на базе различных платформ, с которыми студенты знакомятся, и выбрать самый удобный интерфейс.

– Когда наступит день Икс, и кто будет оценивать готовые продукты?

– Учащихся много, поэтому защиты запланированы на протяжении всего июня. В них будут принимать участие организации – работодатели и партнеры – создатели программ. Они среди главных интересантов этого большого проекта. Во-первых, для них важно, чтобы ребята изучали их продукты, поскольку, владея этим профессиональным инструментом, в дальнейшем они захотят его использовать на своем месте работы, а значит будут его продвигать. Во-вторых, на защите проектов они смогут увидеть перспективные для доработки идеи и толковых ребят, которых они хотели бы видеть в качестве своих будущих сотрудников. Поэтому проект «Цифровая кафедра» каждому участнику – студентам, университету и партнерам – принесет свою пользу.

Для справки:

Совместный проект Минобрнауки и Минцифры РФ «Цифровая кафедра» реализуется на базе университетов – участников проекта «Приоритет 2030». В проекте предусмотрены два направления подготовки: для обучающихся по профильным ITнаправлениям и для тех, чья будущая специальность не относится к этой сфере. Необходимое условие для университетов – привлечение работников организаций реального сектора экономики и экспертовпрактиков IT-сферы в качестве преподавателей.