Сергей Филимонов – о проекте по привлечению талантливых абитуриентов

14 апреля 2022

ТГУ В ПРИОРИТЕТЕ

Томский государственный университет – в первой группе победителей в треке «Исследовательское лидерство» федеральной программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». Что это значит для всех нас (сотрудников университета) вместе и для каждого в отдельности? Ответу на этот вопрос посвящена новая рубрика, в которой мы рассказываем о героях, идеях, мероприятиях, возможностях индивидуального (в т. ч. карьерного) развития в рамках приоритетных проектов ТГУ.

14 04.png Сергей Филимонов, канд. физ.-мат. наук, декан физического факультета ТГУ, рассказывает об идее и запуске проекта сетевой олимпиадной школы физики, математики и астрономии, реализуемого в рамках Образовательной политики Программы развития ТГУ.

— Для многих факультетов технических и физико-математических направлений проблема, из которой возникла идея сетевой олимпиадной школы, близка и понятна. С каждым годом количество школьников, которые выбирают ЕГЭ по физике для поступления в вуз, всё меньше и меньше. В 2020-2021 гг. в Томске и Томской области показатель сократился с 900 до 800 человек. Это происходит не потому, что нет способных ребят – к счастью, они не перевелись. Просто в ситуации, которая сложилась в системе среднего образования и профобразования, школьники с какого-то момента не получают возможности заинтересоваться физикой. Как известно, учителей физики в обычных школах катастрофически не хватает. Подготовка по этому предмету сконцентрировалась в профильных школах, где интенсивно готовят старшеклассников к ЕГЭ, но преимущественно с тем, чтобы они поступили в столичные вузы.

Чтобы переломить этот отрицательный тренд и привлечь талантливых абитуриентов в наш университет, нам нужно «дотянуться до школьников» не на этапе приемной кампании, когда они написали заявление на профильный экзамен, а гораздо раньше – с шестого-седьмого класса. Хороший инструмент для этого – олимпиадная физика. Физика, которая выходит за рамки школьной программы и побуждает интерес к этой области знаний и профессии. Это не одно мероприятие, а непрерывный цикл подготовки, начиная с седьмого и до одиннадцатого класса, когда старшеклассники участвует в олимпиадах, чтобы получить льготы при поступлении в вуз.

Конечно, эти задачи и раньше решались университетом. Работает физико-математическая школа ТГУ как вариант дополнительного профильного образования, есть Олимпиадный центр, который организует и проводит олимпиады ОРМО, в том числе и по физике. Но физико-математическая школа, которая когда-то задумывалась как инструмент популяризации физики, сегодня воспринимается учениками и их родителями как база подготовки к ЕГЭ, опять же для последующего поступления в столичные вузы.

Несмотря на то, что занятия ФМШ проходят в стенах университета и что её директор Павел Назаров отдает своему делу много сил и времени, мы ограничены в возможностях вовлекать ребят в научные проекты, в работу лабораторий. Есть проблема нехватки кадров и в направлении олимпиадной подготовки. Сейчас на физическом факультете работают одни из лучших олимпиадных тренеров Томска по физике и астрономии Сергей Абдрашитов и Дмитрий Капарулин. Однако, два даже самых квалифицированных тренера не могут обеспечить необходимый нам широкий охват школ Томска, Томской области и соседних регионов.

И вот в университете появилась идея подготовить мобильный студенческий отряд, методически оснащенный для работы со школьниками по направлениям олимпиадной физики, математики и астрономии. Подключиться к тренировке студентов, которых университет будет направлять в школы, готовы физический, физико-технический, радиофизический и механико-математический факультеты ТГУ. Сама идея не нова, мы позаимствовали ее у МФТИ, давно и успешно работающего на этом поприще.

Понятно, что студенты – «переменная величина», нельзя один раз подготовить такой «студенческий десант» и потом с ним работать десятки лет. Поэтому сейчас мы продумываем форматы, которые бы позволили постоянно генерировать «эмиссаров», понимающих предмет и знающих свои факультеты, способных ответить на любые вопросы, наконец – просто передать ауру университета. Иногда этого оказывается достаточно, чтобы пробудить интерес школьников к науке и профессии.

Первая часть нашего проекта – это школа олимпиадных тренеров. Мы проведем отбор студентов и запустим несколько модулей их подготовки. Формат и содержание модулей сейчас прорабатывается, но там точно будут не только занятия по олимпиадной физике, математике и астрономии, но и знакомство с лучшими научными лабораториями университета. В этом году мы рассчитываем подготовить порядка десяти студентов-тренеров, это позволит на первых порах охватить 10-15 городских школ.

В сентябре мы планируем запуск сетевой олимпиадной школы физики, математики и астрономии. Слово «сетевое» можно интерпретировать и как сетевой (партнерский) проект, и как возможность присоединиться к трансляции наших мероприятий. Это будут регулярные разнообразные мероприятия в стенах университета – раз в неделю у школьников будет повод прийти к нам, либо подключиться онлайн. Но уже в текущем семестре мы проведем для школ ознакомительные визиты в университет, экскурсии в лаборатории, мастер-классы и открытые лекции. К этой работе начнем привлекать и тех студентов, кто начнет обучение в школе олимпиадных тренеров.

Курировать проект и координировать деятельность будущих тренеров будут действующие олимпиадные тренеры по физике, математике и астрономии Сергей Абдрашитов, Яков Гриншпон и Дмитрий Капарулин. Фактически, им предстоит научить ребят делать то, что они делают сами на базе Олимпиадного центра ТГУ, Центра дополнительного физико-математического и естественнонаучного образования при ТГПУ и Астрономического клуба при Томском планетарии. При этом фокус будет сделан на подготовку к Открытой региональной межвузовской олимпиаде (ОРМО) и другим олимпиадам, которые проводят томские университеты в Томске и соседних регионах по партнерским соглашениям.

Мы рассчитываем, что сетевая олимпиадная школа ТГУ увеличит количество школьников, которые придут сдавать олимпиады ОРМО. За счёт целенаправленной подготовки к олимпиаде мы надеемся увеличить количество призёров олимпиады, а это будет означать повышение среднего балла ЕГЭ абитуриентов на технические и физико-математические направления. Ну и, конечно, надеемся что те, кто придёт на олимпиаду по физике, выберет ЕГЭ по этому предмету. Если на горизонте двух-трёх лет вместо спада мы увидим увеличение числа томских школьников, сдающих ЕГЭ по физике, будем считать это нашим успехом. Даже если не все дойдут до нас в качестве абитуриентов.

Также мы очень рассчитываем, что часть ребят, прошедших через нашу школу олимпиадных тренеров, найдут себя в профессии педагога и придут в школы Томска уже в качестве учителей и наших полноправных партнеров.

Получается, что проект, который сфокусирован на задаче привлечения талантливых абитуриентов в ТГУ, будет решать задачи, выходящие за рамки университета. Поэтому мы рассчитываем на поддержку других факультетов и структурных подразделений ТГУ. Есть договоренность с Институтом образования ТГУ под руководством Елены Сухановой по тьюторскому сопровождению проекта. Мы будем благодарны за любую помощь в организационном или информационном плане. Приглашаем коллег подключаться к нашей инициативе, чтобы в перспективе масштабировать проект олимпиадных школ в ТГУ.