Считается, что дошкольный возраст – самый лучший для познания. Именно в этот период у детей чаще всего возникает вопрос «Почему?». В детском саду Томского государственного университета на него не просто отвечают, а ищут ответы вместе с воспитанниками. На протяжении нескольких лет педагогический коллектив совместно с родителями и музейным комплексом ТГУ создают интерактивные комнаты детского музея, посвященные истории, окружающему миру и мирам, которых пока еще нет.
ДЕТИ УДИВЛЯЮТ ВЗРОСЛЫХ
Музейная история началась для детского сада ТГУ давно, но формат подачи материала был классическим. В 2017 году руководитель Экскурсионно-просветительского центра ТГУ Людмила Панкратова предложила дошколятам и их наставникам поучаствовать в акции «Ночь в музее».
– Людмила Владимировна дала возможность нам вместе с нашими детьми организовать детскую экоплощадку, мы решили представить экспозицию «Город будущего», – рассказывает педагог дополнительного образования Ирина Хомякова. – Ребята делали шляпы, как у Незнайки. На них располагали объекты, которые представляют, по мнению ребят, атрибуты будущего. Дети уверенно рассказывали нам о таких вещах, которые мы себе и представить не могли. Например, о фонариках, высвечивающих под водой больные кораллы, или неустойчивых подводных скалах, которые могут пошатнуться. Все это было абсолютно осмысленно.
Когда экспозиция была готова, взрослые очень волновались, что что-то пойдет не так. На акции «Ночь в музее» ТГУ ежегодно бывают тысячи гостей. Было опасение, что дети, увидев большое количество незнакомых взрослых, испугаются и не смогут презентовать свою площадку. Но воспитатели боялись зря. Ребята не только не испугались, но и вошли во вкус, увлеченно рассказывая посетителям, что значат предметы из будущего.
– Мы поняли, что потенциал наших детей гораздо больше, чем мы себе представляли. Было решено создать музейную программу «Колесо обозрения», которая бы позволяла ребятам познавать прошлое и настоящее, проявляя в этом свою инициативу, – говорит Ирина Александровна. – Практика показала, что это гораздо эффективнее экскурсий, на которых дети усваивают лишь часть информации.
Идеи для модулей программы рождаются в ходе совместного обсуждения. Дети садятся в круг, и каждый рассказывает, что ему хотелось бы узнать нового. А дальше, когда круг интересов определен, начинается совместное творчество. При этом важно, что не взрослые готовят для ребят площадку, которая дает новое знание, а дети принимают самое непосредственное участие, делая роспись декораций, создавая интерактивные объекты и так далее.
УЗНАТЬ МИР ЧЕРЕЗ ЧУВСТВО
В концепции создания интерактивных музеев для детей главное не столько культурная ценность объектов, сколько мотивирующее воздействие на познание. Поэтому в качестве образовательных инструментов используются самые разные форматы, включая экспериментальную деятельность.
Например, на «Музейную ночь 2019» удалось в доступном для детей формате изложить некоторые материалы по химии и сделать ребят участниками увлекательного события. Площадка получила название «Химия – это интересно!». Дети демонстрировали свои эксперименты взрослым и ровесникам, родители и педагоги были в роли ассистентов.
В 2021 году, когда отмечался 150-летний юбилей педагога-новатора Александра Зеленко, появилась идея переформатировать группы детского сада в комнаты детского музея, концепция которого принадлежит Александру Устиновичу. В наполнение экспозиций проекта «Необыкновенное путешествие юных изыскателей» активно включились родители. Совместно с музейным комплексом и научными сотрудниками ТГУ были созданы комнаты открытий, удивительных художников, замечательных животных, пещера Аладдина и другое. С тех пор все проекты реализуются крепким и надежным трио: коллектив детского сада, дети и родители, ТГУ.
– Для проекта «Как жили люди на Руси» мамы и папы принесли антикварные вещи, бережно сохраненные в семьях – маслобойки, сундуки, самовары, прялки и многое другое, – рассказывает заведующая детским садом ТГУ Лариса Руденок. – Наши дети смогли не только увидеть «историю», но и потрогать ее, попить чаю из старинного самовара, раскатать белье рубелем, почувствовав таким образом ушедшую эпоху. Это очень важно, ведь чувственное восприятие – основной канал, через который ребенок получает и усваивает информацию. Речь как инструмент познания появляется уже позже.
Принять культуру своей Родины всей душой важно в возрасте до семи лет. Этот процесс называется инкультурацией. Взрослея, человек лишь дополняет заложенные с детства фундаментальные основы.
ИГРА – ДЕЛО СЕРЬЕЗНОЕ
Постепенно создание интерактивных модулей вылилось в инновационную технологию «Детская интерактивная музейная комната» (ДИМК), на которую получено «Свидетельство о депонировании».
За прошедшее время ребята с педагогами сделали музеи по самым разным тематикам: «Арктика и Антарктика», «Динозавры», «Как жили люди на Руси», «Лабиринт русских народных сказок». Повествованию и игре в музейных квестах уделено особое внимание. Например, в «Лабиринте русских народных сказок» дети, играя, усваивают важные истины – что в основу дружбы входят честь, уважение и взаимовыручка, не стоит бояться трудностей, нужно уметь побеждать зло добром.
Проходя волшебный маршрут, дети учатся тому, что сейчас называют «мягкими» навыками: работе в команде, распределению ролей, умению брать ответственность на себя.
– Даже взрослые порой не могут сделать этого без споров, – говорит Ирина Александровна. – Представьте, у болота в чаще леса детям встретилась Баба Яга. Чтобы она отдала волшебный предмет, нужно найти и пересчитать всех кикимор. Легко? Но ведь необходимо, чтобы считал кто-то один, иначе будет путаница. То есть нужно организоваться, без обид определить исполнителей, которые занимаются поисками и счетом. Способность к самоорганизации и к работе в команде ребятам пригодится на протяжении всей жизни. Поэтому игра – дело серьезное и важное.
Как правило, в создание ДИМК максимально включены воспитанники старшего дошкольного возраста, а когда все готово, в созданной среде играют дети всех возрастов, а также родители. И если утром ребенок проходит музейный квест с педагогами, то вечером он превращается в гида для своих родителей, сам ведет их по экспозиции, объясняя ее значение.
С экспозициями охотно знакомятся дошкольники и школьники из прогимназии «Кристина», которая является площадкой для апробации новых образовательных технологий, создаваемых сотрудниками ТГУ. Посмотреть на ДИМК и перенять этот уникальный опыт приезжают педагоги из других детских садов.
В мае ребята и педагоги вновь приняли участие в акции «Музейная ночь 2023». «Истории о русской деревне: сказка и быль» были представлены двумя экспозициями: «Русская изба» и «Сказочный лес». Этот симбиоз совсем не случаен, ведь для знакомства с родной культурой важен и быт русского человека, и дух, понимание вечного противоборства добра и зла. Интерактивная площадка даже взрослых погрузила в детство и заставила немало удивиться.