И прошлое, и будущее: какое преображение ждет университетские музеи

11 октября 2023

Проектная команда управления музейной деятельностью, музеев ТГУ и московского архитектурного бюро NOWADAYS office представила общественности стратегию архитектурно-пространственного развития комплекса музеев и музейной среды университета. Работа над этим проектом велась целый год. Новое видение музейной среды в пространстве кампуса ТГУ делает ее открытой, мультиязычной, интегрированной с культурной средой Большого университета Томска и города, приспособленной для представления музейного собрания. Музеи станут удобнее для проведения учебных занятий и научных исследований, выступлений, встреч и познавательного досуга. Подробности рассказала начальник управления музейной деятельностью ТГУ Людмила Панкратова.

У всего нового есть своя предыстория. Так и модернизация деятельности музеев ТГУ началась с двух, уже реализованных, проектов. Это «Развитие экскурсионно-просветительской и образовательной деятельности музеев ТГУ с целью формирования профессиональных и культурно-просветительских компетенций обучающихся» (руководитель – проректор по социальной работе Сергей Кулижский) и «Создание современного музейного пространства как части культурно-просветительской инфраструктуры университета» (руководитель – проректор по научной работе Иван Ивонин). В 2022 году на смену им пришел новый проект – «Создание университетской музейной среды как части социальной инфраструктуры Большого университета Томска» при поддержке федеральной программы «Приоритет 2030» (руководитель – проректор по образовательной деятельности Евгений Луков).

11 10.jpeg

– За предыдущие годы мы организовали активную культурно–просветительскую работу со всеми музейными аудиториями и поняли, как много у нас возможностей для развития. Но были проблемы – например, мы плохо знали музейные фонды. Затем, в процессе работы с ними, стало очевидно, что экспозиций в музеях у нас нет или они морально устарели. А нужно, чтобы они соответствовали запросам современного образовательного процесса и отражали достижения современной науки, – рассказывает Людмила Панкратова.

Другие выявленные проблемы: нехватка площадей, из-за чего музеи вынуждены совмещать экспозиционные и рабочие пространства; ограниченные возможности для организации учебной и научной работы в музеях; отсутствие либо нехватка современных фондохранилищ; недостаток экспозиционно-выставочных пространств, и как следствие – перенасыщенность экспозиций, что придает им неряшливый вид; необходимость проведения ремонта в помещениях музеев.

Обсуждая накопившиеся проблемы в формате стратегических сессий, коллектив управления музейной деятельностью, сотрудники музеев, факультетов и руководство вуза пришли к единому мнению – необходимо иметь стратегию развития музейного пространства университета.

Она должна учитывать пространство для развития музеев и на территории кампуса, и в главном корпусе, где расположены пять из шести музеев ТГУ, а также пространство экспозиций, фондохранилищ музеев, рабочие зоны для сотрудников и пользователей музеев. Стратегия предполагает и разработку дизайн-кода музеев, который позволит выявить музейную среду, поможет организовать навигацию внутренних пользователей и посетителей кампуса – чтобы было легко обнаружить музейные объекты.

Начать реэкспозицию музеев было решено с зала Зоологического музея, расположенного в небольшой по площади, двухсветной аудитории, в которой некогда был оборудован амфитеатр. Помещение давно стоит в очереди на ремонт, но рациональное использование всего объема пространства – сложная архитектурная задача.

– Для решения поставленных задач мы сразу запланировали привлечь опытных специалистов. Стратегия, которую мы совместно с ними должны были разработать, представляет собой сложную разноуровневую структуру. Иначе говоря, мы должны были сформулировать систему принципов и подходов развития музейного пространства от территории кампуса до конкретной аудитории, – говорит Людмила Панкратова.

Поиск компании-партнера привел к сотрудничеству с московским архитектурным бюро NOWADAYS. Привлек успешный опыт реализации музейных проектов, креативность команды и ее готовность работать над проектом не только удаленно из Москвы, но и в Томске – представителям ТГУ импонировало желание коллег приехать в город, познакомиться с ним и университетом, пообщаться с самыми разными представителями их целевой аудитории.

– Нам важно было, чтобы это были специалисты, которые смогут бережно отнестись к нашему наследию и в то же время, привнести новые, современные решения – потому что университет развивается, меняется, и хотелось бы, чтобы наши пространства отвечали современным запросам сотрудников, студентов и посетителей. Хотелось бы, чтобы они увидели в музеях современную науку, направления исследований наших ученых. Кроме того, стоит задача создать в музеях условия для образовательной и научной работы студентов и преподавателей. Включение музеев в основные процессы работы университета – наша основная задача, – отмечает Людмила Панкратова.

Все эти запросы университетского сообщества отражены в стратегии, разработанной командой NOWADAYS office и проектной группой университета. Рабочая группа, сформированная приказом ректора, анализировала и обсуждала проект на всех стадиях его разработки.

Архитектурное бюро предложило несколько гипотез о развитии музейного пространства ТГУ. Рабочая группа одобрила вариант «город – университет–музей», который представляет один из слоев пространства кампуса (музейный слой), укрепляющий связь между всеми компонентами этой триады.

Внутри университетского кампуса стратегия предполагает не компактное расположение музеев в одном месте, а рассредоточенное – чтобы студенты и гости могли, перемещаясь по территории вуза, обнаруживая для себя что-то новое. Музейные локации станут своего рода «кладовыми-тайниками» на этом пути. При этом все вместе они будут выглядеть как единая система зданий, дворов, памятников, музейных объектов.

11 10.jpeg

11 10.jpeg

На территории ТГУ архитекторы предлагают обустроить несколько двориков – Университетский, Музыкальный, Музейный и другие. Вдохновляющее начало уже есть – дворик Института искусств и культуры.

Задействованы в стратегии и природные общественные пространства: для томичей и гостей города останутся в числе любимых мест и при этом по-новому заиграют Университетское озеро, Родниковый парк, Университетская роща, Ботанический сад. Кстати, разработчики стратегии, если одобрит университет, предлагают сделать территорию кампуса более экологичной – закрыть ее для автомобильного движения и отказаться от асфальта в аллеях.

11 10.jpeg

11 10.jpeg

Архитекторы также предлагают по-новому взглянуть на памятники зодчества, принадлежащие университету. Например, создать новые выставочные и многофункциональные пространства в бывшей часовне и газовом заводе. Привести в порядок здание и дворик у Биологического института (корпус № 5), бывшего химического корпуса. И, конечно, увидеть новые возможности для формирования среды в главном корпусе университета.

Сердцем главного корпуса, разумеется, останутся пять университетских музеев. По одной из гипотез их локализации музеи предлагалось перенести в южное крыло, с отдельным ходом. Но от этой идеи решили отказаться – из-за потерь в пространстве, возможных логистических проблем, а главное потому, что хочется сделать музеи непосредственной частью университетской жизни – чтобы студенческие потоки пересекались в ней с потоками гостей.

– Предлагается, чтобы зона навигации по музеям тяготела к центру главного входа в корпус и распространялась на три этажа, включая хоры над университетской церковью. Они могут использоваться как экспозиционные пространства для временных выставок музеев. А в цокольном этаже мы предусмотрели создание общего музейного ресепшена. Там будут и гардероб, и продажа сувенирной и книжной продукции. В цоколь с разных этажей будут перемещены и музейные фонды – причем мы предусматриваем создание зоны открытого хранения музейных предметов. Мы хотели бы видеть там и такие места, куда все смогут заглянуть по каким-то особым поводам – например, в Ночь в музее или в рамках наших акций, чтобы гости могли увидеть, как устроены музеи изнутри, – добавляет Людмила Панкратова.

Кстати, практика размещения фондохранилищ в нижних этажах здания широко распространена в музеях. Хранить тяжелые музейные коллекции на перекрытиях верхних этажей небезопасно, особенно в старых зданиях.

11 10 гл.jpeg

Разумеется, модернизация университетских музеев подразумевает использование нового выставочного оборудования, которое обеспечит и сохранность предметов, и легкость доступа сотрудникам при обновлении экспозиции. Не обойтись и без других современных элементов в интерьере. Но все они не будут выглядеть инородно – команда разработчиков проекта выявила цвета, текстуры и материалы, составляющие идентичность университета, и планирует опираться на них при проектировании пространств.

Пример того, как может выглядеть преображенный музей, коллектив NOWADAYS office показал в разработанной архитектурно-пространственной концепции Зоологического музея и одного из залов его новой экспозиции (ауд. 122).

Архитекторы совместно с рабочей группой, состоящей из сотрудников музея и представителей зоологических кафедр Биологического института, проанализировали имеющиеся в распоряжении музея площади. Параллельно рабочая группа разработала научную концепцию экспозиции музея. В результате была предложена новая модель экспозиции музея, кафедры и рабочего пространства сотрудников музея.

Получилась анфилада из четырех экспозиционных залов, пройдя через которую посетители получат представление об эволюции природы и о научных направлениях, которые развивает томская наука и мировая биология в целом.

Интерьеры трех залов будут выдержаны в традиционном историческом стиле, не исключающем, впрочем, интервенции современных технологий, экспонатов и дизайнерских решений. В завершающем экспозицию зале (ауд. 122) основу экспозиции составят современные архитектурно-дизайнерские решения. Здесь, помимо выставочного, появится пространство и для работы сотрудников музея, а на втором ярусе будут созданы условия для встреч и групповой работы студентов и сотрудников университета.

Экспозиционные залы смогут работать по отдельности, принимая студентов и посетителей, и вместе как общее экспозиционное пространство.

Сейчас об экскурсиях в музеях ТГУ и других открытых мероприятиях Экскурсионно-просветительского центра ТГУ можно узнать по ссылке.

– С концепцией развития музеев ТГУ уже познакомились и продолжают знакомиться представители не только нашего вуза и Большого университета, но и всего города. Наша следующая задача – уйти на какое-то время в коллективную рефлексию и затем провести обсуждение стратегии с участием представителей сообщества музейных работников, архитекторов, ученых, преподавателей, студентов, жителей города. Параллельно сейчас ведется разработка задания на проектирование строительно-ремонтных работ в ауд. 122 Зоологического музея. Конечно, реализация проекта требует значительных ресурсов, в том числе, времени. Но преимущество разработанной стратегии в том, что новое музейное пространство может формироваться как картинка из пазлов. Главное – понимать, к какой цели мы движемся, – резюмирует Людмила Панкратова.

11 10.jpeg