Илья Мясников рассказал, как Лига деканов помогает продвижению ТГУ

22 декабря 2023

В октябре в Томском государственном университете стартовал третий сезон Лиги деканов. Руководитель проекта, декан Высшей школы журналистики Илья Мясников рассказал в интервью газете Alma Mater, для чего была создана Лига, как она помогает факультетам раскрывать свои сильные стороны, создавать и продвигать собственные продукты и почему рефлексия – самый верный путь к устойчивости.

22 12.jpg

КЛУБ РАВНЫХ

– Илья Юрьевич, в ТГУ стартовала третья Лига деканов. Расскажите, какие цели и задачи она ставила перед собой и участниками?

– В университетах есть катастрофически недооцененный управленческий ресурс – это команды факультетов и институтов. Когда вузы берут курс на интенсивное развитие, например, начинают участвовать в крупных федеральных программах, скорости растут. И ресурсов даже у самого профессионального топ-менеджмента не хватает на всё.

В такие моменты очень важно, насколько в эти процессы включатся сами факультеты, готовы ли они разворачивать новые исследовательские проекты, создавать образовательные программы, иными словами – берут ли они на себя ответственность за стратегию университета. Сейчас мы вошли в пилотный проект по совершенствованию системы высшего образования в России и занимаем в нем лидирующие позиции.

Это получилось только потому, что на некоторых факультетах есть мощные команды развития, которые готовы икать новые образовательные формы, работать с индустриальными партнерами, производить реинжиниринг образовательных программ. Трансформация – часть их культуры, ни один факультет не начал эту стратегическую работу с нуля. Они были подготовлены годами предшествующей работы.

Это касается всех больших проектов – когда нужно генерировать новые идеи и воплощать их в жизнь, то в первую очередь это задача факультетов и институтов. Наши большие стратегические сессии, которые мы проводили со школой управления Сколково и самостоятельно, часто до уровня конкретных факультетов не доходят – в слишком большом масштабе рисуется стратегия. Поэтому в какой-то момент, оглядываясь на знаменитую уже «Школу ректоров», мы решили открыть программу для акселерации стратегии факультетов, чтобы вовлечь в развитие университета еще двести-триста сотрудников.

Часто основу факультета составляют замечательные преподаватели, ведущие исследователи, прекрасные педагоги, у которых нет опыта управленческой работы. Этот опыт сейчас очень нужен и вырастать он должен как раз на основе их фундаментальных знаний области и высокой культуры, которая есть на факультетах.

Поэтому Лига деканов собирает команду развития с каждого факультета, чтобы они все вместе продумали, во-первых, свою собственную стратегию на десять лет вперед, во-вторых, стратегию взаимодействия с другими факультетами: если мы не будем друг друга усиливать, если не будет междисциплинарных связей, то истинного масштаба изменений мы не добьемся. В-третьих, именно вот из этих локальных стратегий складывается большая стратегия развития университета, как небольшие потоки сливаются в бурную реку.

В этом и суть проекта – людей, которые сейчас являются хорошими специалистами, привлечь в управление факультетом или институтом, а через это – в управление университетом.

– Скажите, проект как-то изменяется от сезона к сезону?

– Первая Лига пришлась на разгар пандемии. Мы преодолевали не только нашу предметную разрозненность, но и «дистант» самыми разными способами. Первый модуль пришлось провести полностью в онлайне. Мы сделали такое ток-шоу с деканами, каждый из которых представлял свое видение ситуации. Еще так совпало, что в первой Лиге участвовало много недавно заступивших на свой пост новых руководителей. Для них это стало возможностью в дружественной среде провести «тест-драйв» своих стратегических представлений о том, как должен развиваться их факультет или институт.

Лига – это своего рода клуб равных. У меня, конечно, в руках микрофон, но я ни на секунду не забываю, что у любого сидящего в нашем зале есть такое же право на комментарии и замечания. И, скажу больше, когда ректор или проректор выходят с какими-то замечаниями, это не указ, не поручение, а рекомендация к действию. Мы живем в формате диалога, поэтому так много обсуждаем свои проекты.

Ко второму сезону мы набрались опыта, и уже гораздо более целенаправленно «вытаскивали» из команд факультетов представление об их передовых программах, их взаимодействии с партнерами. Перед командами ставились вопросы, которые не обойдешь. Что у вас есть передового? Что вы можете делать лучше, чем все остальные? Как вы это выносите на внешние рынки? Как вы обеспечиваете системность, серийность? Как вы объясняете то, что у вас, как кажется, стихийно или исторически сложилось?

КАК СОЗДАЮТСЯ ЦЕННОСТИ

– Илья Юрьевич, в октябре стартовала третья Лига. Над чем работают команды?

– Третья Лига деканов стала еще более конкретной. Как факультеты выстраивают работу со своими продуктами? Понятно, что у подразделений есть какие-то результаты – научные, образовательные, но как это все превращается в продукт? Как он оказывается на рынке? Как это все показывается партнерам? Как внутри обеспечивается система производства этого продукта? Мы задаемся вопросом о серийности.

Допустим, усилием воли, напряжением всех сил можно сделать одну замечательную образовательную программу, но как сделать так, чтобы у нее все время держалось стабильное, а еще лучше – растущее качество? А если нужно открыть вторую программу? Или целый пакет? Мы говорим о продуктах, хотя и не столько о каком-то рыночном феномене. Прямо скажем, для университета участвовать в рынке – второстепенно. Но вопрос о продукте – это вопрос о нашей способности не только потреблять ресурсы, но и генерировать его. Кто стейкхолдер? Кто покупатель? Где источник развития?

22 12.jpg

Понять себя в этих вопросах важнее, чем увидеть рыночную перспективу. И дальше можно рассуждать о конкретных техниках упаковки и продвижения, техниках продаж. Как вести переговоры, как сделать презентацию своего продукта? Как его представлять на самых разных площадках? Это навыки, скорее, технические, их можно в себе вырабатывать и тренировать.

– С образовательными программами понятно. Но ведь в университете есть еще и наука, причем, не только прикладная. Что делать с этим? Получается, она с точки зрения реализации в виде продукта не рентабельна?

– Здесь есть два важных допущения. Первое – когда мы говорим о продукте, мы совершенно не обязательно имеем в виду финансовую ценность. Повышение репутации, потенциал партнерства – это важные продукты, которые не обеспечивают выручки, но увеличивают нашу внутреннюю стоимость. Это, кстати, характерно сейчас и для бизнеса, потому что компании сосредоточиваются не только и не столько на операционной прибыли, сколько на стоимости активов компаний, в том числе репутационного капитала.

Второе допущение, которое мы всегда делаем, – если мы говорим о продуктах в рамках Лиги, то это вовсе не значит, что вся деятельность факультета или института должна быть этому подчинена. Есть много других задач – развитие человеческого капитала, поиск истины, трансляция культуры. Забыть об этом невозможно, но в рамках этого сезона мы особо подсвечиваем свою «продуктовость».

Если говорить о науке, многих продуктов (аналитика, информационные системы, технологии) не будет без фундаментальных исследований. Фундаментальные исследования – это основа нашей интеллектуальной мощи, которая выражается и в рыночных продуктах. Мы никогда не вели речь о том, что нужно свернуть «нерентабельное» и развернуть «рентабельное». Напротив, рентабельное должно часть своего ресурса отдавать на поддержание базы.

ДОДУМАТЬ И «ДОКРУТИТЬ»

– Илья Юрьевич, сколько команд зашло на третью Лигу и в чем, на ваш взгляд, заключается главная сложность процесса для участников?

– В новом сезоне семь команд. Эта Лига особенная по составу, поскольку у нас помимо факультетов и институтов в ней участвует управление информационной политики. Я считаю, что это тоже прорыв. Традиционно управления у нас рассматриваются как некие сервисные структуры, которые так или иначе обслуживают общие интересы. Но даже первая встреча Лиги как раз показала, что наши «журналисты» – это гораздо больше, чем просто какой-то сервис или просто пресс-служба. Внутри университета выросла медиакомпания, которая способна создавать серийно интересные продукты: коммуникационные площадки, консалтинг.

Высокий профессионализм, который позволил команде выйти на этот уровень, предполагает, что все время нужно делать чуть-чуть больше, чем от тебя требуется. Обычная пресс-служба так не сможет, потому что традиционно она занимается тем, что без устали отвечает на запросы и вопросы. Оказывается, что здесь внутри есть инициатива.

22 12.jpg

Например, в сентябре управление информационной политики организовало и провело замечательный книжный фестиваль «ТОМ», где продуктом, по большому счету, является пространство коммуникации. Мы все время страдаем от ее отсутствия. Вот вам, пожалуйста, площадка, сделанная специально для нас! Пользуйтесь ею, наращивайте свой капитал публичности. Или другой замечательный продукт – образовательный курс для пресс-служб, который помогает другим университетам становиться такими же открытыми и привлекательными для своих студентов и партнеров.

– Илья Юрьевич, возникает закономерный вопрос: если продукты такие замечательные, почему их нужно специально продвигать? Почему они не продвигают себя сами?

– Всегда не хватает ясности. Продукты возникают, что называется, исторически, иногда стихийно. Замечательная идея порой рождается из обстоятельств «здесь и сейчас», но настоящим продуктом становится, когда появляется серийность. А это нужно додумать и дообсудить. Самое главное – найти тех, с кем обсуждать, наладить коммуникацию, чтобы затем поставить продукт в серию.

«Докрутка» продуктов необходима всем. К примеру, есть хорошо известный «Аэрощуп», флагманский продукт Биологического института. Но и в случае с «Аэрощупом» нужно очень хорошо понять, что это за рынок, по каким законам он живет, что именно продавать – устройство, технологию, сервис? Необходимо понять запрос клиентов, куда мы можем со своим продуктом прийти и как эффективнее его продвигать. Чаще всего не хватает именно стратегической продуманности.

На мой взгляд, такая рефлексия и стратегическая продуманность сейчас особенно необходимы, они помогают ориентироваться в условиях неопределенности, охватившей мир. Привычка рефлексировать, привычка замечать свою ценность помогает в самых турбулентных обстоятельствах, к которым университету, кстати, не привыкать. Достаточно вспомнить, как мы жили в девяностые. И мы прошли этот этап достойно, мне кажется, потому, что руководство ТГУ тогда прекрасно понимало: главная ценность университета – в людях. А не в каких-то быстрых способах заработка. Это еще раз доказывает, что нельзя хватать то, что лежит на поверхности и что можно продать здесь и сейчас.

Да, сейчас продаются какие-то быстрые курсы, технические решения, экспертиза, но на этом нельзя останавливаться. Некоторые продукты задумываются за десятилетия, их нужно разворачивать долгие годы. Более того, люди, которые должны системно над ними работать, уже сейчас должны быть обеспечены всем для того, чтобы создавать. Это и есть логика долгосрочных инвестиций. Нелишне помнить, что Большой адронный коллайдер всерьез начали обсуждать в 1984 году – еще на предыдущем технологическом этапе.

– У команд впереди еще месяцы работы. Что будет происходить на Лиге?

– Команды анализируют и строят новые планы по поводу уже имеющихся или находящихся в высокой степени готовности продуктов. Параллельно с этим им предстоит проходить разного рода тренинги по конкретным направлениям – созданию презентации, анализу рынков и потребностей клиентов, по тактике ведения переговоров, по диверсификации продуктов, по упаковке и так далее. То есть развивать совершенно предметные навыки. А на выходе, как мы предполагаем, команды создадут презентацию своего продукта или даже целой продуктовой линейки.

Особенно отмечу, что это будет происходить в режиме пилотных переговоров с партнерами или стейкхолдерами. То есть нам важно, чтобы этот продукт был обсужден еще и во внешней среде, и я думаю, что для многих это будет психологически сложный момент – нужно не только «войти в круг света» самим, но и привести своего индустриального партнера. Может быть, для кого-то из участников это будет вообще первый раз – переговоры и совместное выступление на презентации.

– Если анализировать уже прошедшие лиги и текущую, что самое сложное для участников?

– Занять рефлексивную позицию. Многим кажется, что, обдумывая свои особенности, озвучивая их, люди словно вынуждены себя критиковать, но это не так. Мы же буквально заставляем говорить о сильных сторонах. Это тоже нелегко – выйти на сцену и сказать: «Я – это я! Я могу, я нужен! И поэтому я собираюсь делать вот это». Для ученых, для преподавателей такое публичное выступление – это должен быть естественный процесс, но – нелегко.

Есть еще один момент – командам очень сложно соотнести свои дела, рабочие графики с модулями Лиги. Мы же понимаем, что все загружены до кончиков волос. Для участия в модулях каждому приходится выдернуть себя из ежедневного рабочего процесса, и не просто поприсутствовать на Лиге, а полностью включиться в нее, поработать и подумать. И не над чем-нибудь, а над собой. Это титанический труд и большая благодарность всем, кто за него взялся.