16–18 ноября 2023 г. состоялся второй Томский форум «Преобразование образования»

18 декабря 2023

Все события Форума, организованного Институтом образования Томского государственного университета при поддержке Минобрнауки РФ, объединила общая тема — управленческие стратегии и экспериментальные практики формирования новых контуров российской системы образования. 

Тематические треки Форума были сконцентрированы на ключевых вызовах к существующей образовательной модели, запросах и требованиях к новому качеству высшего образования, являющихся актуальными для всех уровней и типов образования.

17 ноября в рамках форума «Преобразование образования» прошел круглый стол по теме «Отраслевые, региональные и организационные сценарии трансформации программ высшего образования: тренды, прецеденты, модели». В рамках круглого представлялись и обсуждались практики трансформации образования в заданном контексте.

Были представлены кейсы по проектированию и реализации образовательных программ, вошедшие в проект «Экспериментальная площадка: акселерация и реинжиниринг образовательных программ в контексте новых требований к качеству высшего образования и рынка труда», которые стали наиболее интересным материалом для обсуждения. Например, была представлена образовательная программа магистратуры «Цифровая химия» химического факультета ТГУ из фокуса модели трансформации образовательных программ под трендовые задачи промышленности, которую представила заведующая кафедрой природных соединений, фармацевтической и медицинской химии Ирина Александровна Курзина.

В кейсе выделены 4 модели повышения качества программы образования:

  1. Использование кросс-модулей при составлении ОП, пригодных как для повышения квалификации работника из индустрии, переподготовки или включения их в основной образовательный процесс.

  2. Использование кейсов через акселератор, которые повышает практическую занятость студента.

    «Такую систему мы заложили сейчас в программы, которые реализуем по базовому высшему образованию и по магистерской программе, вошедшим в пилотный эксперимент по изменению уровней профессионального образования.»И. А. Курзина.

  3. Использование Learning Factory, подготовки, когда на одной площадке присутствуют все стадии производственных процессов.

    «Студент, выходя в такую среду, может обучиться всеми этапами, тем самым освоить производственные навыки.»И. А. Курзина.

  4. Базовая кафедра. Она подразумевает живой контакт с промышленным партнером, подстраиваясь под их заказ меняются образовательные курсы, стажировки, практики.

Ещё одним из кейсов, представленных на круглом столе как результат работы над программой в рамках проекта «Экспериментальная площадка: акселерация и реинжиниринг образовательных программ в контексте новых требований к качеству высшего образования и рынка труда», был кейс ФИПН ТГУ «Опыт проектирования магистратуры под новые задачи развития отрасли», представленный деканом факультета Жанной Анатольевной Рожнёвой. В кейсе рассматривается опыт проектирования магистратуры «Digital past: курирование цифрового наследия».

Главным образовательным фокусом данной магистратуры является проектная деятельность, которая охватывает различные этапы работы с цифровым наследием.

«Мы это сделали именно для того, чтобы происходило концентрированное погружение в ту или иную деятельность, что приводит к постепенному вхождению в профессиональное поле. И базой, стержнем каждого семестра является именно проектная практика.»Ж. А. Рожнёва.

Помимо этого, ориентированность на проектное обучение позволит выпускнику программы на выходе из неё иметь сформированное портфолио. Ещё одним фокусом магистратуры является связь с профессиональным сообществом. Все преподаватели имеют практический или исследовательский опыт работы с цифровым наследием. Также, планируется, что все проекты будут защищаться перед представителями профессионального сообщества. В заключение, Жанна Анатольевна указала на роль профессионалов в проектировании программ под задачи отрасли.

«Проектирование таких программ невозможно без постоянного обсуждения с партнерами. И, в общем-то, те результаты, которые мы получили, это результат этого плотного взаимодействия.»Ж. А. Рожнёва.

18 12