Иностранный язык в «цифре»

3 октября 2024

В ТГУ продолжается активная работа по насыщению цифровой образовательной среды для изучения иностранного языка.

В сентябре 2024 года преподаватели ТГУ получили доступ к обширной базе онлайн ресурсов для преподавания иностранного языка (английского и русского как иностранного). База ресурсов, состоящая из шести функционально разнонаправленных блоков, была создана в рамках проектов ТГУ, поддержанных в рамках образовательной политики ТГУ, разработанной в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации «О мерах по реализации программы стратегического академического лидерства ”Приоритет-2030”»:

«Разработка и внедрение устойчивой системы иноязычной подготовки в ТГУ» (2021-2023)

«Учебно-методическое обеспечение процесса языкового обучения в ТГУ с использованием образовательных онлайн платформ» (2022-2024).

Целью проектов являлось создание избыточной дидактической среды для обучения иностранному (английскому, РКИ) языку с использованием платформенных решений.

В результате работы по цифровизации преподавания иностранного языка в ТГУ студенты получили возможность отрабатывать свои языковые навыки на иностранном языке на 3-х уникальных образовательных платформах ТГУ: 

https://https://englishprouni.com/

https://omega.entsu.ru/

https://lms.tsu.ru/

Основным ресурсом стал курс English ProUni Comprehensive который состоит из 240 автопроверяемых юнитов, организованных по 5 уровням владения английским языком – от А1 до С1 и объединенных тематикой университетской среды. В методическом плане в основе нового онлайн-курса English ProUni лежит созданный на ФИЯ ТГУ авторский способ «Расширение словарного запаса иностранных слов LanguageProUni». Этот способ позволяет запомнить 20 слов за один юнит (урок) длительностью 60–90 минут, что ведет к усвоению 960 слов при прохождении полного курса одного из уровней владения языком.

Важно отметить, что в рамках проектной деятельности целевым показателем была разработка новой технологии смешанного обучения иностранному языку. Концептуально технология ориентирована на повышение результативности самостоятельной работы студентов и на трансформацию ролей преподавателя и студента в учебной деятельности. Именно эти два аспекта являются неотъемлемой частью новой гибкой модели образовательного процесса. В настоящее время предлагаемые к использованию ресурсы продолжают проходить апробацию на базе ТГУ в рамках пилотных образовательных программ.

92440_4.jpg

Помимо богатого набора заданий для расширения активного запаса лексики, проектная группа также создает и апробирует методические разработки для очных занятий в аудитории, которые составлены на основе лексических материалов юнитов, представленных в ресурсах для преподавания английского языка на платформах ТГУ. Предлагаемые методические материалы ориентированы на реализацию целостной концепции смешанного подхода, базирующейся на комплементарности самостоятельной работы студентов онлайн и практической отработки коммуникативного навыка в искусственно созданной языковой среде в классе.

Проведенная в ТГУ апробация концепции смешанного обучения на основе платформенного модуля и коммуникативного сценария на разных целевых аудиториях (студенты лингвистических и нелингвистических направлений подготовки, ППС ТГУ) в 2023-2024 гг. показала эффективность разрабатываемой модели как в области системного наращивания словарного запаса, так и в зоне снятия психологического барьера при говорении на иностранном языке в классе. Предполагается, что в текущем учебном году обучение в цифровой образовательной среде для изучения иностранного языка пройдут не менее 3000 студентов ТГУ.