Интервью с экспертами ИДО ТГУ: Маргарита Медведева

17 сентября 2024

В Томском государственном университете по международной программе IISMA учатся 29 студентов из Индонезии. Сотрудники Института дистанционного образования ТГУ встретились с одним из приглашенных преподавателей программы Маргаритой Медведевой и поговорили о её впечатлениях от работы с индонезийскими студентами и важности таких проектов для развития международных связей.

М.Медведева ИДО ТГУ.jpgВ 2010 году Маргарита Геннадьевна руководила созданием международного направления в Уральском государственном экономическом университете. Позже работала в филиале Президентской академии на Урале (РАНХиГС), участвовала в организации обучения государственному и муниципальному управлению студентов из разных стран.

Некоторое время назад перешла на работу в Уральскую торгово-промышленную палату, где продолжает развивать международные связи, но уже на межрегиональном уровне. Тесная связь с академической средой осталась, поскольку невозможно просто уйти из университета. Продолжает преподавать, потому что «бывших преподавателей не бывает!»

– Вы приехали в Томск недавно. Какие у вас впечатления от города и университета?

– Первое, куда я пошла после приезда в Томск, был университет. Мой рейс был задержан на восемь часов, но я всё равно решила не спать, а сразу отправиться в кампус. И не ошиблась! Кампус действительно впечатляет и восхищает. В Екатеринбурге у университетов нет таких кампусов – здания разбросаны по всему городу. Здесь же всё сосредоточено в одном месте, что создаёт особую атмосферу. Особенно впечатляет сохранённое историческое здание – главного корпуса. Мне очень понравился уровень технического оснащения университета, особенно в Институте дистанционного образования.

– Что вы преподаёте на этой программе и каково ваше впечатление от студентов?

– Я преподаю модуль, связанный с гостеприимством и туризмом. Мы изучаем мировые практики отельного бизнеса, смотрим видео и анализируем их. Также мы приглашаем отельеров для онлайн-встреч, и студенты задают очень профессиональные вопросы. Все занятия проходят на английском, ребята практически свободно владеют языком. Моей задачей было дать им не только теоретические знания, но и реальные бизнес-инструменты, которые они смогут применять в своей будущей карьере.

Честно говоря, я немного волновалась перед поездкой, ведь это мой первый опыт работы со студентами из Индонезии. Я боялась, что они могут не воспринять образовательные технологии или окажутся закрытыми в коммуникации.

Но все мои страхи развеялись с первой же минуты, когда мы встретились. Студенты оказались очень открытыми, готовыми к взаимодействию. Это настоящая радость –работать с такими искренними и позитивными людьми. Их восхищает всё, что они видят, будь то красивые здания или примеры успешного отельного бизнеса. Они не скрывают своих эмоций и охотно делятся впечатлениями.

– Есть мнение, что в Юго-Восточной Азии, в частности в Индонезии, туризм развит лучше, чем в Сибири. Зачем тогда индонезийские студенты приезжают учиться у нас?

– Это действительно интересный вопрос. В своём курсе я даю студентам много статистики, подкрепляя знания фактами. Например, мы сравнивали количество мест размещения в России и Индонезии, и оказалось, что оно примерно одинаково – около 1,2 миллиона койко-мест в каждой стране. Туризм в наших странах отличается: в Индонезии преобладает пляжный отдых, йога-туры, а у нас – это в основном деловой туризм. И именно этому виду туризма они могут у нас научиться в первую очередь – организации деловых встреч, форумов и конференций.

– Какие ещё особенности российского туризма вы обсуждали со студентами?

– Мы говорили, например, о феномене русской улыбки. Студенты заметили, что русские люди реже улыбаются, и сначала думали, что причина в них. Я объяснила, что это культурный «штрих», особенно в Сибири, где холодный климат формирует более сдержанный характер. В свою очередь, они рассказали, как развиты традиции гостеприимства в Индонезии, и мы обсудили, чему можно поучиться друг у друга.

92440_4.jpg
Студенты из Индонезии на занятиях в ТГУ

– Каковы цели и результаты программы?

– Стоит отметить, что теоретическая подготовка у студентов отличная. Они хорошо владеют туристической терминологией, знают определения, основные международные организации, которые занимаются развитием туризма. Что я хочу, чтобы студенты вынесли из курса – это бизнес-инструменты, которые они смогут применять для проведения совещаний. Например, вчера мы провели игру, в которой разобрали кейс вымышленного отеля, находящегося в проблемной ситуации. Конечно, можно было бы просто сказать: «Вот вам кейс, придумайте решение». Но такой подход редко бывает эффективным, потому что часто не удаётся извлечь всю необходимую информацию и рассмотреть все возможные варианты решения.

Мы решили провести упражнение, разделив студентов на четыре группы. Каждой группе был дан конкретный вопрос, на который им нужно было ответить в рамках проблемы: например, «Что нам нужно прекратить делать?», «В чём наши преимущества?», «Что следует внедрить?» или «Чем мы должны гордиться?». Каждая группа готовила свой ответ, а затем, через 10 минут, они переходили к вопросам других команд и предлагали свои решения. Этот процесс мы назвали «Автобусная остановка». После четырёх смен студенты возвращались к своим вопросам и дорабатывали свои решения с учётом предложений других команд.

После каждого занятия мы проводим рефлексию. Я говорю им: «Вы понимаете, что это не просто игра? Это способ извлечь разные решения от ваших сотрудников, когда вы будете занимать руководящие должности». Если просто дать задание найти решение, оно не всегда найдётся само по себе. Перед этим мы распределили роли в отеле: кто-то был шеф-поваром, кто-то – сотрудником ресепшн, кто-то – уборщиком, кто-то – менеджером по продажам. Каждая группа находила решение, исходя из своей роли. Например, шеф-повар предложил бы обновить меню. Это помогает взглянуть на проблему с разных точек зрения.

– Во время рефлексии студенты подтвердили, что такой метод оказался полезным.

– Кстати, интересный факт: президент Индонезии в 1956 году посещал Советский Союз и даже закрытый город Свердловск (ныне Екатеринбург). Это был стратегический шаг, так как Индонезия не была коммунистической страной, но её президента допустили в закрытые военные зоны. И уже этим летом Владимир Путин встречался с нынешним президентом Индонезии, и они наметили планы по продолжению стратегического сотрудничества. Это подчёркивает, что наши отношения развиваются уже многие годы.

В конце модуля, который буду преподавать я и мои коллеги, студенты должны будут разработать собственный экскурсионный маршрут. Однако моя основная задача – научить их управленческим инструментам, чтобы они стали профессионалами, а не просто рядовыми работниками в индустрии туризма.

– Как вы оцениваете значимость подобных программ в контексте международного сотрудничества?

– Сейчас, безусловно, наша страна переживает не самые простые времена. Со многими странами отношения нарушены и, скорее всего, надолго. В таких условиях, конечно, важны экономика и политика. Но не менее значимы инструменты народной дипломатии. Те иностранные студенты, которые учатся в России, становятся своего рода «народными послами» нашей страны за рубежом, «амбассадорами», как сейчас принято говорить. Если им понравится у нас, и они приобретут полезные навыки, то в будущем будут продвигать интересы России в своих странах.

Особенно это важно, когда речь идёт о подготовке управленцев. Если кто-то из этих ребят в будущем займёт государственные должности, вполне вероятно, что их выбор в пользу сотрудничества с Россией на самом высоком уровне будет очевиден. Именно поэтому у нас с рядом стран, например с государствами Африки, сохраняются такие стабильные партнёрские отношения. Многие африканские лидеры – выпускники советских вузов. Лично мне довелось побывать в Экваториальной Гвинее, и там всё правительство свободно говорит на русском языке.

Что касается Индонезии, дипломатические отношения с этой страной были установлены ещё в 1950 году. Это многолетняя история сотрудничества, и Индонезия – важный стратегический партнёр для нас.

Источник: телеграм-канал «ДПО: от буквы до цифры»