Лучшие выпускники цифровой кафедры ТГУ «Аналитика данных» пройдут стажировку

28 ноября 2023

Выпускники первого набора цифровой кафедры «Аналитика данных» получили приглашение на стажировку в научно-исследовательскую лабораторию прикладного анализа больших данных Томского государственного университета. Из 23 человек, успешно выполнив тестовое задание, стажерами стали восемь человек. Стажировка для них предполагает оплату труда, а лучших руководство лаборатории планирует пригласить на постоянную работу.

Проект «Цифровые кафедры» был запущен в ТГУ в 2022 году, и для лаборатории прикладного анализа больших данных это не первый опыт образовательного процесса. Цифровая кафедра «Аналитика данных» стала самой популярной в ТГУ – в первом наборе на нее поступили 419 человек. Среди них были студенты не только из Томска, но и из вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Твери, Екатеринбурга, Иркутска.

– При этом не все они были студенческого возраста. Больше всех запомнилась женщина 42 лет с тремя детьми, которая успевала и воспитывать детей, и работать, и учиться. Если же рассматривать статистику распределения по факультетам, то студентов с IT-направлений на ней было менее 20%. Основная часть первого потока – это экономисты, журналисты, социологи и филологи, – рассказывает аналитик научно-исследовательской лаборатории прикладного анализа больших данных ТГУ Ольга Бобкова.

Программа профессиональной переподготовки «Аналитика данных» рассчитана на 256 часов. Студенты учатся проектировать и реализовывать прикладные проекты на основе данных: собирать, предобрабатывать, анализировать данные на языке программирования Python, а также представлять результаты своего анализа.

23 11.jpeg

Один их тех, кто его успешно закончил программу и попал на стажировку, – Максим Коновалов. Параллельно он учится на механико-математическом факультете ТГУ. Итоговым заданием в рамках курса «Аналитика данных» для Максима Коновалова и команды, в которую он входил, стал кейс «Оценка рынка труда IT и гуманитарных специалистов в России». За него команда получила положительный отзыв. Сейчас в рамках стажировки выпускники тоже поделены на команды и работают над реальными проектами. Команда Максима изучает ценность семьи для молодежи на материалах университетских сообществ во «ВКонтакте».

– Цифровые кафедры не только дали мне возможность получить актуальные знания и навыки в области аналитики данных, но и предоставили доступ к учебным ресурсам, практическим заданиям и менторской поддержке. Благодаря этому обучение на цифровых кафедрах было эффективным и интересным, – комментирует Максим Коновалов.

Огромный плюс цифровых кафедр, в том числе и программы «Аналитика данных», в том что почти любой студент может с нуля освоить новую для него профессию. Так, можно обучиться, например, навыкам программирования, и всё это абсолютно бесплатно, отмечают в лаборатории прикладного анализа больших данных ТГУ.

– Курс по аналитике данных в настоящих реалиях очень актуален, именно поэтому так много студентов заинтересовались программой. Все хотят владеть компетенциями, которые помогут им найти работу после обучения, получать хорошую зарплату, а некоторые навыки можно использовать даже в вузе при написании курсовой или дипломной работы, – добавляет Ольга Бобкова.

23 11.jpeg

Еще один стажер лаборатории из числа первых выпускников цифровой кафедры – Андрей Заводов, третьекурсник ИЭМ ТГУ, направление «Экономика», программа «Бизнес-аналитика». Как и большинство других студентов, о цифровых кафедрах узнал из новостных групп университета в соцсетях. «Аналитика данных» заинтересовала с учетом аналитического склада ума и желания расширить свой кругозор.

– В процессе учебы нам давались и хард скилс, и софт скилс. Я познакомился со сбором и анализом данных с точки зрения IT, то есть освоил новую для меня техническую часть процесса. Познакомился со всеми стадиями проекта по анализу данных – от задумки и составления плана до реализации. Что касается софт скилс, было интересно общаться с командой, посещать встречи с лекторами. Очень доволен полученным опытом, – рассказывает Андрей Заводов.

На стажировке он присоединился к проекту в области обработки естественного языка – команда анализирует тексты постов и комментариев во «ВКонтакте» с целью выявления различных ценностей, которые поддерживает молодежь. По окончании основного места учебы Андрей Заводов планирует совмещать знания, полученные в ИЭМ и на цифровой кафедре.

Напомним, по итогам 2022 года цифровые кафедры ТГУ были признаны одними из сильнейших в стране, учиться на них пришло в два раза больше студентов, чем было запланировано.

В 2023 году прием заявок от студентов и магистрантов России на цифровые кафедры проходил по 11 направлениям. Это «Аналитика данных», «Цифровой журналист», «Цифровая юриспруденция», «Цифровой дизайн», «Менеджер гибкого управления IT-проектами», «1С программист», «Web-программист», «Инженер по тестированию программного обеспечения», «Менеджер цифровой трансформации бизнес-процессов», «Оператор БПЛА: фотограмметрия и дистанционное зондирование» и «Цифровая химия».

Набор на программу «Аналитика данных» в этом году составил почти 330 человек.

– Некоторые студенты, кто не смог успешно выпуститься в прошлом году, поступили к нам снова. Очень много студентов из других городов. Вузы заинтересованы, чтобы отправить на обучение к нам своих студентов, поэтому всячески этому способствуют. Конечно, не обошлось уже и без первых отчислений, но видно, что в этом году студенты более замотивированные, поэтому надеемся, что выпуск 2023–2024 будет больше и сильнее, – резюмирует Ольга Бобкова.

Для справки: «Цифровые кафедры» – совместный проект Министерства науки и высшего образования и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, запущенный в рамках федерального проекта «Развитие кадрового потенциала IТ-отрасли» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

На цифровых кафедрах студенты получают IT-специальность в дополнение к своей основной. Занятия бесплатные и проходят в удобное время. Обучение длится от года до полутора, и по окончании студент получает сразу две востребованные профессии. Для поступления на IT-кафедру не имеет значения гражданство обучающегося, форма его обучения (очная или очно-заочная) и то, на какой основе он учится (бюджетной или коммерческой).

Поддержка деятельности цифровых кафедр на базе Томского государственного университета соответствует целям и задачам образовательной политики ТГУ в рамках федеральной программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030».