Образовательная политика

Образовательная политика

На основе базовых принципов классического университета и генома ТГУ сформулирована модель выпускника: гармонично развитая личность с исследовательским мышлением и развитыми лидерскими качествами, способная к саморазвитию в условиях быстро меняющегося мира и открытого будущего, а также к действиям за пределами профессиональных границ (трансфессия).

При трансформации университета к видению «Университет прорыва» данная модель дополняется метапредметными компетенциями, способностью к открытой порождающей коммуникации и складыванию сообществ, инновационно-технологическим восприятием нового знания. Поэтому сформулированные ранее направления образовательной политики, оставаясь базовыми, приобретают новые прорывные акценты, отраженные в стратегических целях Программы развития ТГУ. На их основе построены проекты данной политики.

Ссылка на страницу Программы развития с текстом Образовательной политики - https://priority2030.ru/analytics/j8wbik3emg/program#item_7

О трансформации Политики с 2021 по 2024

Фокусом образовательной политики ТГУ в 2024 г стали 1) масштабирование экспериментальной практики образования на основе новой модели качества высшего образования и реализации пилотного проекта по изменению уровней профессионального образования с учетом возможностей цифровой обучающей среды; 2) развитие форм интеграции образования и науки (построение исследовательских треков, разработка и реализация образовательных программ в интересах стратегических проектов ТГУ); 3) усиление механизмов взаимодействия ТГУ с системой общего образования региона в целях развития экосистемы вовлечения школьников в прорывные научные и технологические направления, а также повышения качества физико-математического и естественно-научного образования.

С 2023 года в рамках реализации Пилотного проекта по изменению уровней профессионального образования (Указ Президента РФ от 12.05.2023) введены программы с вариативным сроком обучения и вариативной квалификацией на уровне базового высшего и специализированного высшего образования. В 2023-2024 учебном году в ТГУ реализуется на основе указанного подхода 13 пилотных программ, из них 8 программ базового высшего образования (4 и 5-ти летнего срока обучения), 5 программ специализированного высшего образования (одно- и двухлетнего срока обучения). На 2024-2025 учебный год осуществлён новый набор обучающихся на 42 пилотные программы, из которых 27 программ базового высшего, 15 специализированного образования.

Отличительными особенностями проектирования содержания пилотных образовательных программ в ТГУ являются следующие: содержание и результаты образовательных программ проектируются на основе Национальной рамки квалификаций, что позволяет обеспечить взаимосвязанность срока и содержания обучения с получаемой квалификацией;  в рамках модели программ с вариативным сроком обучения и вариативной квалификацией студенты имеют возможность выбора ускоренного выхода на рынок труда с подтвержденной квалификацией или продолжение обучения на треке повышенной сложности; гибкость программ обеспечивается за счёт разнообразия дополнительных и микроквалификаций, освоение которых приводит к получению профессиональных квалификаций разных уровней.

При проектировании и актуализации программ используется платформа «РосНавык», созданная в ТГУ, которая позволяет в реальном времени анализировать структуру миллионов вакансий и актуального запроса на компетентностный профиль выпускников университета со стороны работодателей.

В проектировании программ участвуют лидеры отрасли и субъекты регионального рынка труда, что обеспечивает своевременную актуализацию содержания в соответствии с задачами научно-технологического развития страны и социально-экономического развития региона.

Особое внимание при проектировании «пилотных» программ уделяется взаимодействию с индустриями, запрос от которых быстро оформляется в образовательные модули и позволяет вести подготовку кадров, способных сразу выполнять трудовые функции без доучивания на предприятии. Обеспечение гибкого (модульного) принципа проектирования образовательных программ любого уровня, позволяет удерживать актуальность программ в меняющихся условиях. Косвенным показателем высокой степени актуальности программ является трудоустройство выпускников, которое составляет порядка 90%.

В рамках реализации Образовательной политики проводится отработка механизма сетевого взаимодействия при реализации ОПОП с академическими и индустриальными партнерами, а также организаторами-провайдерами онлайн-обучения.

К ключевым проблемам Образовательной политики ТГУ относятся:

- масштабирование лучших практик, расширение экспериментального режима – проблема кадров, инфраструктуры;

- более тесная связь с рынком, механизмы интеграции образования с индустриями, образования и науки;

- массовая индивидуализация при сохранении качества; готовность среды к индивидуализации.




Проекты:

  1. Учебно-методическое обеспечение процесса языкового обучения в ТГУ с использованием образовательных онлайн платформ
  2. Проектный парк ФТФ
  3. Сетевая олимпиадная школа физики, математики и астрономии
  4. Разработка адаптивной образовательной онлайн-платформы ТГУ
  5. Разработка и внедрение образовательного ядра бакалавриата ТГУ
  6. Цифровые кафедры
  7. Экспериментальная площадка: акселерация и реинжиниринг образовательных программ в контексте новых требований к качеству высшего образования и рынка труда
  8. Онлайн школа абитуриента ТГУ
  9. Модернизация пакета образовательных программ бакалавриата по направлению “Программная инженерия»
  10. Инженерное образование в области БАС