В Томском государственном университете стартовал третий поток «Лиги деканов». Это масштабная проектно-образовательная программа, посвященная формированию долгосрочных программ развития факультетов и институтов ТГУ.
Третья Лига деканов посвящена проектированию стратегий управления продуктами факультетов. В течение нескольких месяцев команды семи подразделений университета – ФИЯ, БИ, ФилФ, ЮИ, ИЭМ, ГГФ, УИП – будут развивать компетенции по позиционированию и продвижению образовательных программ и научно-технологических продуктов. Команды проектируют стратегии развития своего подразделения. Каждый из участников призван занять позицию потенциального декана, это обеспечит качественное проектирование стратегий.
– Хотелось бы отметить, что уже на этапе формирования команды мы почувствовали серьезный вызов и сложность вхождения в зону неопределенности, так как по сценарию Лиги участники должны выйти из комфортной зоны своего компетентностного профиля и зайти в практически неизведанную для ППС область проектирование стратегий управления продуктами, – поделилась впечатлениями декан ФИЯ Ольга Нагель.
Декан ФИЯ отметила, что сразу почувствовался дефицит продуктового мышления у большинства сотрудников, у которых резонно возникли вопросы: А что на факультете иностранных языков является продуктом? Кто и как эти продукты создает? Почему, а главное, как этими продуктами, если они вообще есть на факультете, необходимо управлять?
– Сложность еще заключается в том, что конкретного ответа на этот вопрос на данном этапе не может дать ни декан, ни руководитель образовательной программы, не говоря уже о заведующем кафедрой, так как результат научно-исследовательской деятельности в продуктовом аспекте по сравнению с образовательной предстает еще с большей неопределенностью, – сказала Ольга Нагель. – От ФИЯ была сформирована команда из самых решительных, рискованных и, видимо, где-то глубоко в душе предприимчивых коллег, готовых критически осмыслить базовые факультетские процессы и их результаты.
В структуре программы – три трехдневных модуля, которые включают установочные доклады, экспертные консультации и командную работу над формулировкой, упаковкой и презентацией основных образовательных, научных, технологических продуктов факультетов и институтов. На первом модуле команды сформировали продуктовые линейки факультетов и определили флагманские продукты.
– Биологический институт участвует в Лиге деканов уже второй раз. Первый наш заход в Лигу был связан с необходимостью определения стратегических треков развития нашего института. Мы командой хорошо поработали, определили векторы развития научных направлений, проработали образовательный и научно-исследовательский ландшафт Биологического института. Основное – выделили ряд проектов, на которых необходимо сконцентрироваться. Если говорить о результатах, то нам многое удалось из запланированного два года назад на Лиге-1, – отметил директор Биологического института ТГУ Данил Воробьев.
Он подчеркнул, что сейчас команда осознанно принимает участие в Лиге-3. Задача была определена до начала: институту остро необходима новая организационная структура для эффективного управления линейкой наших продуктов.
– Современные вызовы, которые стоят перед нашим институтом, можно решать только на основе упорядочения структуры и эффективного разделения труда ключевых менеджеров. В процессе работы мы выделили образовательные, технологические и исследовательские продукты, постарались выбрать ключевые. Конечно, сложно переводить мысли ученых и преподавателей в продуктовую логику, но мы прикладывали усилия для решения этой задачи. Конечно, есть над чем работать, и, собственно, мы для этого и участвуем в Лиге, – сказал Данил Воробьев.
Следующие модули будут посвящены упаковке и презентации продуктов: это экономическая оценка потенциала продукта; маркетинговый подход к продуктам факультета: рынки, целевые аудитории, уникальность предложения, конкуренция; каналы презентации и продвижения продукта. техника презентации продукта: особенности компетенции; реклама, дизайн, маркетинг: как обходиться своими силами.
Итоговые защиты разработанных факультетами стратегий управления продуктами состоятся в феврале 2024 года.
«Лига деканов» как часть проекта «Модель совместного управления в ТГУ» организована в рамках политики «Система управления университетом», поддержанной федеральной программой стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». Проект направлен на трансформацию университетской экосистемы и создание сбалансированной системы управления в вузе.