14 ноября на заседании методического совета ТГУ в рамках модуля «Мотивационные форматы в образовании» был представлен доклад «Адаптивность в языковом образовании: эффекты и эффективность», в котором были раскрыты три уровня адаптивности цифрового образовательного курса EnglishProUni для изучения английского языка, созданного в рамках реализации проектов ТГУ «Разработка и внедрение устойчивой системы иноязычной подготовки в ТГУ» (2021-2023) и «Учебно-методическое обеспечение процесса языкового обучения в ТГУ с использованием образовательных онлайн платформ (2022-2024)».
Цифровой образовательный курс EnglishProUni предназначен для расширения словарного запаса иностранных слов (английский язык) у студентов в режиме самостоятельной работы. Первый уровень адаптивности курса связан с тем, что формат предъявления материала и функциональная направленность заданий могут быть размещены на практически любой образовательной платформе с минимальным набором шаблонов для создания цифровых дидактических материалов. На сегодняшний день курс уже размещен в среде электронного обучения Томского государственного университета iDO https://lms.tsu.ru/ и на образовательной платформе EnglishProUni https://englishprouni.com/, на которых курс проходит стадию апробации и продвижения, включающую тестирование заданий для студентов и методических рекомендаций для преподавателей.
Вторым уровнем адаптивности курса является его адаптивность к пользователям на уровне руководителей образовательных программ, что означает возможность конструирования дополнительных наборов курсов под требуемые результаты обучения каждой образовательной программы. В текущем учебном семестре в рамках реализации программы повышения квалификации «Проектирование онлайн курса из элементов дидактической базы данных “EnglishProUni”» (72 часа) преподавателями-лингвистами ТГУ было спроектировано и запущено в учебный процесс ТГУ 22 новых курса под индивидуальные запросы ОПОП. В текущем учебном году пользователями цифровых курсов по изучению иностранного языка уже являются 2964 студента и 110 преподавателей ТГУ.
Третий уровень адаптивности дидактической базы данных “EnglishProUni” связан с возможностью настройки контента и функциональной направленности заданий на индивидуальные траектории студентов. В рамках доклада на методической комиссии был представлен кейс Факультета инновационных технологий ТГУ по использованию цифрового курса EnglishProUni в учебном процессе факультета. Отмечено, что цифровой курс позволяет:
– выстраивать индивидуальные образовательные траектории, в частности в тех случаях, когда в одной группе занимаются студенты с разным уровнем владения иностранным языком;
– сохранять контингент факультета за счет выстраивания грамотной работы со студентами, имеющими академическую задолженность по дисциплине «Иностранный язык»;
– способствовать сохранению мотивации студентов к освоению дисциплины «Иностранный язык» и снижению уровня тревожности за счет мультимодального обучения, то есть комбинации различных форматов обучения (текстов, аудио, и видео материалов), что не всегда можно обеспечить в аудитории;
– удовлетворять запросы на разнообразные стили обучения учеников и делать уроки более гибкими и доступными за счет мультимодального формата предъявления заданий;
– оптимизировать учебный процесс в условиях сложности доступа к оборудованным аудиториям и переполненности студенческих групп (более 20 человек) без увеличения нагрузки преподавателя.